Детские книги, призванные не только развлекать, но и сообщать что-то новое о мире, в последнее время перестают быть редкостью. К привычным «энциклопедиям школьника» добавились издания самых разных жанров и типов, рассчитанные как на продвинутую, так и на самую юную читательскую аудиторию. Более того, наряду с привычными бумажными книгами всё большую популярность набирают аудиокниги. Мы выбрали пятерку самых интересных познавательных проектов для детей, появившихся за прошедший год.
1. Детский проект Людмилы Улицкой «Другой, другие, о других»
Первоначально детская серия, придуманная и составленная писательницей Людмилой Улицкой, была просто подборкой качественного детского нон-фикшна. Опубликованные в 2006 году книги (среди них «Большой взрыв и черепахи» Анастасии Гостевой, «Платья, кружева, ботинки» Раисы Кирсановой и другие) не были объединены глобальной идеей и не несли мощного воспитательного заряда.
Чем больше человек (и взрослый, и ребенок) знает о культуре других людей, с которыми соприкасается в современном многонациональном городе, тем больше шансов, что он не пойдет громить своих соседей.
Читать дальшеВозродившись после почти двухгодичного перерыва, серия слегка изменилась. Теперь книги, в нее выходящие, — это своего рода пособие по толерантности. Сквозные персонажи (абхазец Даут — мальчик из очень традиционной, консервативной семьи и его одноклассник Кирилл — дитя богемных родителей-интеллектуалов) становятся проводниками, указывающими читателю путь к пониманию и принятию чуждых религиозных, нравственных, семейных, культурных ценностей.
Однако несколько повысившийся градус нравоучительности счастливым образом не сказался на качестве книг. К декабрьской ярмарке non/fiction серия пополнилась сразу несколькими новинками, и все они ухитряются сочетать в себе высокий (без всякой иронии) воспитательный пафос с информативностью, занимательностью и юмором. Книга Ларисы Винник «Я не виноват!» рассказывает читателю про наказания, понятия вины и невиновности и про то, что такое закон, откуда он взялся и зачем нужен. В книге Анастасии Гостевой «Дух дома дома?» говорится о восприятии домашнего очага, начиная с эпохи троглодитов и заканчивая сегодняшними идеями «умных домов». А замечательный культурный антрополог Марина Бутовская в своей книге «О дохлой кошке и живых котятах» рассказывает о тех обрядах и представлениях, которые в разные времена и у разных народов сопутствовали рождению и смерти.
М.: Эксмо, 2008.
Самый необычный способ выбирать книги для публикации придумали в издательстве «Розовый жираф». Как рассказывает его генеральный директор Джулия Загачин, «меня очень интересовало, почему мой двуязычный сын отказывался читать те книжки, которые я любила в детстве и которые пыталась предлагать ему. И вот тогда вместе с несколькими другими мамами мы решили создать издательство, которое учитывало бы именно детский вкус. Теперь у нас работает своего рода экспертный совет из нескольких детей, в частности моего сына (на всех книгах «Розового жирафа» он обозначен как «вдохновитель издательства»), которые обязательно прочитывают все книги, которые мы собираемся выпускать, и дают им свою оценку».
Читать дальше2. Джон Сабуда, Мэтью Рейнхарт. «Звери» (серия «Энциклопедия древностей») Нынешняя книга — продолжение легендарных «Динозавров», перевернувших расхожие представления о том, чем, собственно, является и чем не является детская книжка с картинками. Открывая «Зверей», читатель (причем вовсе не только маленький) обречен восторженно охать едва ли не ежеминутно: мало того что с каждого разворота встает огромный (до 20 см высотой) объемный ископаемый зверь, причудливым образом вырезанный из бумаги, так еще и в небольших карманчиках по бокам страницы прячутся его миниатюрные собратья! Некоторые «картинки» (хотя правильнее, наверное, было бы назвать их скульптурами) ко всему прочему еще и движутся: летающий звероящер очень убедительно машет перепончатыми крыльями, а человеческая ладонь, скрывающая миниатюрного древнего грызуна, сгибает и разгибает пальцы.
Однако невероятное, по-настоящему волшебное качество иллюстраций вовсе не отменяет серьезности текста: в маленьких и обманчиво легкомысленных (1—2 абзаца) текстиках заключена достаточно нетривиальная информация, которую зачастую не найдешь и в более объемистых энциклопедиях из жизни ископаемых тварей. Если же юный читатель всерьез заинтересуется палеонтологией, он сможет продолжить свои исследования в Палеонтологическом музее — приложением к книге служит бесплатная экскурсия в исполнении артистичного и харизматичного ученого-биолога Ильи Калмановского.
М.: Розовый жираф, 2008.
3. Аудиоэнциклопедия «Чевостик»: «Древний Египет»
Чем занять ребенка, который еще не умеет (или просто не очень любит) самостоятельно читать? Что делать, если дитя расканючилось в машине посреди бесконечной пробки? Именно для таких случаев предназначены аудиоэнциклопедии серии «Чевостик» — безусловная жемчужина на рынке современной аудиопродукции для детей. Часовые спектакли («Древний Рим», «Животные Африки», «Корабли и мореплавание» — всего более 30 наименований) представляют собой диалоги двух главных героев — ученого дяди Кузи и его маленького (ростом с ладошку) друга — любопытного зверька Чевостика, проживающего у дяди Кузи на книжной полке. Вместе герои отправляются в путешествия во времени и пространстве, изучают обычаи древних новгородцев и парусную оснастку галеона, участвуют в Великих географических открытиях и наблюдают диких обитателей джунглей.
Главное ноу-хау серии — сочетание верного тона с безукоризненной фактической точностью. Дядя Кузя общается со своим миниатюрным другом точно так же, как общается с любимым ребенком разумный взрослый, — с симпатией, уважением и легкой иронией. Объясняя своему собеседнику сложные концепты, он делает это доступно и увлекательно, но вместе с тем не впадая в грех излишних упрощений. А малыш Чевостик реагирует в точности так же, как реагирует нормальный ребенок: отвлекается, перебивает, хихикает и задает вопросы ровно в тех местах, в которых их непременно задали бы шести-восьмилетние мальчик или девочка.
Прямо перед новогодними праздниками серия пополнилась новым диском, посвященным истории и культуре Древнего Египта. Помимо традиционных тем (пирамиды, лотосы, папирусы, фараоны и прочие живописные банальности) дядя Кузя расскажет Чевостику о том, что ели древние египтяне, во что они одевались, а также когда и как праздновали Новый год.
MusicBaby, 2008.
4. «Джордж и тайны Вселенной»
<Формально книга Стивена и Люси Хокинг, великого физика и его дочери, — это, конечно, фикшн. В книге есть герои, приключения, а также (пользуясь выражением Алисы) картинки и диалоги. Однако, несмотря на наличие сюжета, «Джордж и тайны Вселенной» — книжка сугубо познавательная, и все попытки придать ей «сказочный» вид продиктованы, очевидно, соображениями рыночной привлекательности.
Джордж вырос в семье, где наука и технологический прогресс считаются главными врагами рода человеческого. Папа Джорджа убежден, что телевизор придуман специально для того, чтобы забивать головы детям всякой белибердой, а мама выращивает на огороде экологически безупречные овощи и считает лучшей формой досуга участие в марше против загрязнения окружающей среды. Здоровая, безопасная и однообразная жизнь для Джорджа кончается в тот момент, когда, забравшись в заброшенный соседский дом, он знакомится со странной девочкой Анни и ее отцом-физиком Эриком, обладателем сверхмощного компьютера, способного переносить людей в любую точку Вселенной.
С этого момента солировавшая до сих пор Люси Хокинг уступает пальму первенства своему отцу, и дело начинает спориться. Черные дыры и туманности, звезды и планеты, время и пространство — если вы уже читали «Краткую историю времени» и «Мир в ореховой скорлупке», то ничего радикально нового из «Джорджа» вы, скорее всего, не почерпнете. Зато убедитесь, что удивительный дар Хокинга объяснять сложные концепты на пальцах, да так, что у читателя буквально дух захватывает, распространяется не только на взрослых-нефизиков, но и на любознательных десятилеток. Главное — это научиться проскакивать зануднейшие «сказочные» эпизоды, которых в книжке, увы, несколько больше, чем хотелось бы.
М.: Розовый жираф, 2008.
5. «Я люблю читать!»
Трудно представить себе худшую пытку для родителя, нежели сидеть рядом с собственным чадом, осваивающим азы чтения по букварю, и слушать бесконечные «Антон и Полина пололи». Да и самому ребенку — осмысленному, разумному существу четырех или пяти лет — бывает непросто объяснить целесообразность этого процесса: зачем читать букварную галиматью тому, кто привык слушать сказки про Пеппи Длинныйчулок или Незнайку?
Серия книжечек «Я люблю читать!» — оптимальное решение этой проблемы. С одной стороны, все они специально адаптированы для начинающего читателя — короткие абзацы, простые предложения, отсутствие сложных синтаксических конструкций. С другой — читать их действительно интересно: увлекательные и информативные микрорассказики устроены таким образом, что добраться в них до конца захочется не только самим неофитам от чтения, но и их родителям.
Все книжки серии разделены на четыре большие категории: «Животные», «Планета Земля», «Изобретения», «История». А каждая из них в свою очередь подразделяется на уровни сложности — от совсем простеньких текстов с яркими иллюстрациями, которые будут под силу совсем малышам, до относительно сложных историй на 2—3 странички, которые понравятся даже младшим школьникам.
М.: Махаон, 2008.