Шхуна "Фрау Мария" с сокровищами для Эрмитажа, затонувшая в 1771 году у берегов нынешней Финляндии, будет находиться на дне Балтики, пока не определится владелец судна и его груза. Об этом сообщает глава Росохранкультуры Александра Кибовского, передает Newsru.com.
Российская императрица Екатерина II заказала приобретение произведений искусства для пополнения коллекции Зимнего дворца в Голландии, там же было зафрахтовано судно для их перевозки. В октябре 1771 года "Фрау Мария" попала в шторм в территориальных водах Швеции, а ныне - уже Финляндии.
Таким образом, на груз "Фрау Марии" и судно могут претендовать четыре страны. Вопрос, кому достанутся ценности с "Фрау Марии" в случае их реального обнаружения, пока остается открытым.
"Пока все не будет поделено, никто никуда не двинется. Когда медведя убьют, поздно будет делить его шкуру, поэтому надо договариваться на берегу", - сказал глава Росохранкультуры и добавил, что "переговоры по этому вопросу ведутся". По его словам, "финская сторона понимает, что есть большой интерес России к этому объекту".
"Из позиции пассивной мы перешли в позицию активную, - рассказал Кибовский. - Вопрос заключается в том, что уже не нам диктуют условия, а мы стараемся подвигать финскую сторону на какие-то действия, потому что у нас есть возможности и мы знаем, как можно реализовать проект по подъему судна".
Что касается голландцев, то им уже предъявили найденные в архивах документы, свидетельствующие о своевременной оплате Россией как груза, так и зафрахтованного судна. Поэтому, по словам Кибовского, "какие у них сейчас могут быть претензии, не совсем понятно".
С российской стороны в разработке проекта принимают участие фонды "Крейсер "Варяг" и "Спасение национально-культурных ценностей", а специалисты из Эрмитажа выразили готовность принять участие в реставрационных работах.
Ранее сообщалось, что при благоприятном исходе переговоров "Фрау Мария" может быть поднята на поверхность уже в 2010 году.
В трюме судна на глубине 41 метр находятся купленные на аукционе в Амстердаме картины голландских художников, а также фарфор и предметы декоративно-прикладного искусства из бронзы и драгметаллов.
Опираясь на архивные данные, специалисты предполагают, что картины были упакованы не в ящики, а в свинцовые колбы и залиты воском, что позволяет надеяться на значительную сохранность полотен.
Вместе с тем, Кибовский заметил, что, даже при благоприятном исходе, "ожидать шедевров не приходится".
"Да, это будет некая живопись, при условии того, что она сохранилась. Все закупалось по вкусу Екатерины, и мы понимаем, какого качества могут быть работы", - сказал он. Глава Росохранкультуры подчеркнул, что в данном случае интересна "сама операция по подъему шхуны, не менее ценная, чем весь груз".