9 января на Алтае потерпел катастрофу вертолет Ми-8, на борту которого находились 11 человек, в том числе высокопоставленные чиновники. Фотографии с места аварии в считаные часы обошли десятки блогов, поставив официальные власти в сложное положение. Запечатленная на снимках картина однозначно говорила о том, что вместо деловой поездки чиновники устроили браконьерскую охоту на редких животных из Красной книги. Среди обломков вертолета было обнаружено три туши архаров — алтайских горных баранов, охота на которых уже много десятков лет запрещена.
stanlone.livejournal.com:
«Нашим чиновникам ничто не помешало поохотиться на животное, охота на которого строго запрещена законом. У чиновников находилось при этом разрешение на отстрел горных козлов, но с ним они спокойно отстреливали архаров. Масштабы такого произвола оценить трудно, думаю, в данную минуту какой-нибудь младший брат мэра какого-нибудь Хабаровска веселится, отстреливая уссурийских тигров, и гордится ранее добытыми трофеями в высших кругах».
Примечательна также чиновническая «солидарность». К примеру, на сайте МЧС вы не обнаружите фотографий, на которых виден убитый архар.
«На сайте «Вестей» по запросу «Ми-8» — ни единой информации о браконьерстве погибших.
Из этого делайте выводы: разговоры о борьбе с коррупцией — исключительно показательно-популистская демагогия, которая не подтверждается даже на уровне освещения информации на госканалах».
Виктор Алкснис:
«Убежден, что данному трагическому происшествию должна быть дана серьезная ПОЛИТИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА, поскольку, по последним данным, эта авиационная катастрофа может грозить крупным политическим скандалом.
<…> Судя по всему, данную охоту смело можно назвать браконьерской. А ведь при этом присутствовал председатель комитета по охране, использованию и воспроизводству объектов животного мира Республики Алтай Виктор Каймин, также погибший в этой авиакатастрофе.
Печально всё это. Похоже, действительно для нашего чиновничества всё можно, даже когда нельзя! Но если очень хочется, то можно...»
lenaswan.livejournal.com:
«…воспринимаю произошедшую трагедию как совершенно своевременный шанс наконец изменить систему управления и систему отношения власти к использованию ресурсов диких животных на Алтае, к управлению этими ресурсами, к реализации своих полномочий субъекта в сохранении и разумном использовании ресурсов диких животных. Это и шанс, и сигнал — надо менять ситуацию. Для этого надо честно и открыто анализировать причины произошедшего и необходимые шаги — чтобы это не происходило впредь. Ибо сейчас трагедия — из-за того, что накапливалось годами».
ment52.livejournal.com:
«Природоохранники ерзают. Кажется, влипли все!
Охота на архаров, в ходе которой на Алтае гепнулся вертолет с местным начальством и моим былым коллегой Косопкиным, оказывается, ортодоксально запрещена. С исключением любых намеков на какое-либо разрешение такой охоты.
Местное начальство пытается лепетать, что, дескать, разрешения имелись. Ибо в противном случае обвиняемыми могут быть — на том и этом свете — и само это начальство, и трагически погибший московский гость. Как выясняется, пилоты и лететь на эту поганую охоту не хотели. Нет, нагнули-таки пилотов.
Плохо, когда в большие федеральные начальники (или хотя бы на должности с громкими названиями) попадают бывшие комсомолизированные машинисты тепловозов. Типа покойного Косопкина.
Зажираются и чувство меры у них заклинивает напрочь».
Юрий Чернышов:
«Шутки шутками, но общественное мнение действительно всколыхнулось. Это пошло по газетам, по разговорам в автобусах и т.д. Вся эта история наложилась на зреющее недоверие массы населения к чиновникам, освободившим себя от контроля оппозиции и общества. «Если с Конституцией можно, то почему с Красной книгой нельзя?» — этот вопрос одного из блогеров отражает зреющий протест против вседозволенности чиновников-единороссов.
Власти Республики Алтай попали в сложную ситуацию. Попытки отрицать, что целью полета была охота, провалились. Теперь они делают акцент на том, что «всё было законно» — и аренда вертолета, и лицензия на охоту были официально оформлены. Однако и эта позиция трещит по швам: судя по всему, будет поставлен вопрос о законности существования в регионе такой системы, которая позволяла столь откровенно «ублажать» VIP-гостей за счет истребления редких животных. Очень вероятно, что в кампанию включатся влиятельные экологические организации. Власти РА будут пытаться отражать информационные атаки: опровергать «непроверенные данные» и «спекуляции». <…>
Федеральный Центр поставлен в довольно сложную ситуацию. На фоне показной кампании по «борьбе с коррупцией» всплывает история, показывающая, как на деле с ней «боролись» представитель президента в Госдуме и его сотоварищи. На этом фоне вероятно принятие каких-то решений, ограничивающих возможность организации столь откровенных «царских охот». Вероятно, вину попытаются свалить на пилотов вертолета. <…>
В целом вся эта история, несомненно, далеко выйдет за «природоохранные» рамки. Она станет одним из этапов осознания обществом того, какая пропасть существует сейчас между массой населения и неподконтрольными обществу чиновничьими кланами».
mr-fatcat.livejournal.com:
«Позволю себе реплику об этих архаровцах, устроивших охоту на архаров с вертолета. Фактов уже больше чем достаточно, но никакой реакции властей пока незаметно, кроме укоров в безнравственности разговоров о мертвых, понимаете... Да понимаем! Потому и не усердствуем в обличениях. «Есть Божий суд…»
Я вот сказать хочу, когда услышал, что пропал вертолет с Косопкиным (а это, между прочим, фигура в Думе позначительнее андроида Грызлова по статусу будет!), думал, что это станет главной новостью даже в спящих похмельным сном информагентствах. Ан нет. Всё как-то на тормозах... Мол, мороз, местность сложная, поиски затруднены... Завтра что-то там планируется... Ни фига себе, думаю, что-то тут нечисто... Ведь на уши должны поставить были всех! Десанты выбрасывать. Они, если остались живы, замерзнут через день! О чем там думают? На праздники хотят списать? Что это за дела вообще! Пропал в том числе один из высших госчиновников, имеющий допуск к гостайне не только с грифом «ОВ», но и... вообще страшно подумать! И как это «не могут найти»!
Теперь же всё прояснилось. Об этой охоте все, кому надо, знали. <…> И Шойгу может кипеж не поднимать — радиомаяк не работал, безобразие!.. Работал, не работал... Кто знает...
Их никто и не собирался искать.
История грозила стать грандиозным скандалом, вскройся настоящая причина вертолетной «рабочей поездки». А за три-четыре дня, до «после праздников», выжившие в катастрофе, если таковые вдруг есть, дойдут на морозе... и потом можно официально скорбеть, говорить о покойных то самое хорошее, до-о-олго исследовать образцы топлива и показания черных ящиков... И никто ничего не узнает.
Не вышло. Выжившие сами рекогносцировались (GPS? ну не ГЛОНАСС же...), сами вышли на погранцов... А потом вот появились фотографии в интернете...
Ничего, замнут как-нибудь, но...
Но в следующий раз надо поаккуратнее с такими инцидентами будут... «Умерла так умерла!»
tor85.livejournal.com:
«Меня, однако, лично интересует вот что. Чиновники летели на вертолете на охоту.
Охота на рождественские каникулы — это не служебная командировка.
Кем конкретно оплачивался фрахт вертолета?
Очень интересно посмотреть на ведомость заработной платы государственного чиновника, способного зафрахтовать вертолет для охоты на Алтае. Особенно в разгар кризиса.
Если же из федерального или местного регионального бюджета, то по какой статье расходов и вообще с какой радости?»
grems.livejournal.com:
«Кстати, о баранах, наши чиновники еще раз показали, что им наплевать на законы. Сейчас стали очевидны факты, что велась охота с упавшего вертолета на архаров, которые давно занесены в Красную книгу. Показательно, одним из этих охотников был погибший в этой аварии глава комитета по охране животного мира правительства Республики Алтай Виктор Каймин».
xtesterm.livejournal.com:
«После истории с разбившимся вертолетом прочитал множество комментариев об охоте вообще и об охотниках в частности (убийцы, гореть им в аду и прочее...)
Я сам какое-то время работал переводчиком с испанского во время горных охот (руки по локоть в крови). В том числе и при охоте на архара (точнее, баран Марко Поло). И хочу сказать несколько слов в защиту профессиональной охоты.
Существует кодекс охотников. Охотник никогда не убьет самку или молодое животное. Цель охоты — трофей. Как правило, это старый баран — просто потому, что у него самые большие рога. Это довольно дорогое удовольствие — стоимость лицензии на отстрел этого барана (одной бумажки) около 15 тыс. долларов. Эти деньги идут в фонд охраны природы. На эти же деньги егеря, охраняющие животных, закупают бензин, обувь, продукты, радиостанции и могут выполнять свою работу.
Не будет егерей — баранов просто перестреляют на мясо жители горных аулов.
И в год выдается всего несколько десятков лицензий на отстрел.
Кроме того, существует CITES, Конвенция по международной торговле вымирающими видами дикой фауны и флоры. Ни одна таможня нормальной европейской страны (или США) не пропустит трофей, на который не будет документов. Если же животное находится в Красной книге — это сразу подсудное дело. А к мужчинам, которые летят с огнестрельным оружием, отношение на таможне очень серьезное.
Кроме того, это еще и тяжелая работа. Однажды в Туркмении мы четыре дня искали крупного барана. Попробуйте побегать по горам с оружием и снаряжением на высоте 4—4,5 километра. А охота может продолжаться и неделю, и две.
На фотографии не охотничьи трофеи. Рога на Памире валяются на земле в избытке. И разумеется, охота с вертолета во всем мире запрещена».