Среди наиболее любопытных проектов следующего сезона — абонемент Геннадия Рождественского «Ералаш», оперы Моцарта, Гуно и Бизе, а также выступления крупнейших зарубежных звезд, таких как Инго Метцмахер, сэр Роджер Норрингтон, Лейф Ове Андснес, Сара Чанг и многих других. Похоже, кризис почти не коснулся системы филармонических абонементов: в будущем сезоне их еще больше, а раскупаются они еще быстрее, чем год назад.
Все билеты проданы?
До конца нынешнего филармонического сезона еще два месяца, а уже более 45 тыс. абонементов продано — на 8 тыс. больше, чем год назад в это же время.
Причем из запланированных 159 циклов около 30 раскуплены полностью. Среди них — «Симфонические шлягеры» и «По волнам нашей памяти», посвященные популярной классике, оба абонемента Госоркестра имени Светланова, «Оперные шедевры».
Распроданы и два абонемента камерного «Вивальди-оркестра» в Концертном зале Чайковского (КЗЧ) и Большом зале консерватории (БЗК) — удивительного коллектива, который пользуется любовью публики, хотя и вызывает недоумение профессионального сообщества.
Худрук Симфонической капеллы России Валерий Полянский о Бетховене и Шнитке, «Сорочинской ярмарке» Мусоргского и Рахманинове, летних концертах на открытом воздухе и своей преподавательской деятельности.
Читать дальшеСлушатели с более изысканными запросами раскупили абонементы коллектива «Студия новой музыки» и ансамбля Татьяны Гринденко в Камерном зале филармонии.
Впрочем, много новой для себя музыки услышат и те, кто придут в большие залы. Ведь если меломан купил абонемент, привлеченный именем любимого исполнителя или оркестра, он едва ли пропустит очередной концерт: психологически проще не купить билет, чем не пойти на заранее оплаченный вечер.
Этот фактор повышает просветительское значение абонементных программ, а концерты того или иного абонемента могу оказаться в несколько раз дешевле, чем если посещать их по билетам. Публика знает и ценит это, а потому не отказывается от привычки покупать абонементы даже теперь.
Лакомства и сокровища
Как утверждает председатель художественной коллегии Московской филармонии Алексей Шалашов, хорошие продажи абонементов — залог ее существования куда в большей степени, чем у большинства подобных организаций.
Неудивительно поэтому, что основу абонементных программ из сезона в сезон составляет проверенный репертуар от Бетховена и Брамса до Чайковского и Рахманинова. Нельзя сказать, однако, чтобы филармония не умела и не любила рисковать: это подтверждают многие программы предстоящего сезона.
Будущий филармонический год настолько богат (около 600 концертов), что проще сказать, чего в нем не будет: из того, к чему мы успели привыкнуть за последние 2—3 года, не будет европейских оркестров топ-класса и цикла «Великие оратории».
Зато сохраняются абонементы «Звезды мировой оперы в Москве» и «Оперные шедевры»: как всегда, в исполнении интернациональной команды солистов мирового класса прозвучат «Идоменей» Моцарта, «Ромео и Джульетта» Гуно, «Искатели жемчуга» Бизе.
Впервые появятся абонементы у камерного оркестра «Виртуозы Москвы» и у Государственной академической хоровой капеллы имени Юрлова, существенно повысившей свой исполнительский уровень в последние годы.
Уже четвертый сезон подряд свой филармонический абонемент — у Национального филармонического оркестра России (НФОР): пять программ представят Владимир Спиваков, Ион Марин, Теодор Курентзис, Ян Латам-Кениг и Александр Лазарев (под его управлением прозвучит редко исполняемая Седьмая симфония Малера).
Лазарев же даст концерт с оркестром Большого театра — впервые с 1995 года, когда маэстро расстался с Большим после многих лет сотрудничества. Есть филармонические абонементы и у Российского национального оркестра (РНО), в одном из них состоится московский дебют Инго Метцмахера, дирижера мирового класса, возглавляющего Немецкий симфонический оркестр Берлина.
А центром другого станет программа Владимира Юровского, посвященная 75-летию со дня рождения Альфреда Шнитке: прозвучат фрагменты его «Фауст-кантаты». Ряд концертов даст и основатель коллектива Михаил Плетнев.
Традиционный абонемент Геннадия Рождественского на сей раз носит название «Ералаш» и состоит не из четырех, как обычно, а из целых пяти концертов.
«Ералаш» — полная противоположность прошлогоднему абонементу маэстро, который был полностью посвящен Шуберту: здесь встретятся композиторы самых разных эпох, и о каждом мы узнаем что-нибудь новое.
Так, впервые в мире прозвучат фрагменты ранней оперы Шостаковича «Цыгане»; не менее интригующей выглядит и перспектива услышать поэму-кантату Мясковского «Киров с нами». Цикл завершится балетом Стравинского «Игра в карты».
Подростки и молодежь
Особого уважения заслуживает филармоническая политика по отношению к детям: число детских абонементов растет год от года. Неизменным бестселлером остается цикл «Сказки с оркестром»: два абонемента были распроданы так быстро, что к ним в пожарном порядке пришлось добавлять третий, где будут повторены наиболее удачные программы предыдущих сезонов: «Маленький принц» c Сергеем Безруковым, «Волшебное кольцо» с Сергеем Гармашем и «Конек-Горбунок» с Павлом Любимцевым.
Восьмой Пасхальный исчерпал симфоническую программу Валерия Гергиева в Москве Вагнером и Римским-Корсаковым. Ему на смену пришел Александр Лазарев, пожалуй, с лучшим на сегодня коллективом — Российским национальным оркестром.
Читать дальшеПолностью распродан еще добрый десяток детских абонементов, значение которых трудно переоценить: ведь они готовят слушателя, который придет в филармонию через 10 лет.
Как всегда, филармония обращает особое внимание на молодых исполнителей, равно как и на восходящих звезд: закономерным шагом представляется появление собственного абонемента у альтиста Максима Рысанова в Рахманиновском зале консерватории.
В то же время есть концерты и у постоянных солистов филармонии, которых мы ждем при любой погоде: это Алексей Любимов, Наталия Гутман, Александр Рудин, Виктор Третьяков и многие другие.
В программах будущего сезона возрастает роль камерных залов, в том числе новых: по словам художественного руководителя филармонии Александра Чайковского, абонементы Камерного зала, открытого полтора года назад рядом с КЗЧ, продаются даже лучше абонементов Малого зала консерватории.
Полюбившийся публике цикл «Автора!» продолжится под новым названием «Персона — композитор». Еще одна новая площадка — «Оркестрион» в Новых Черемушках, для слушателей, которые не всегда имеют возможность поехать в центр.
Четыре года назад в зале, являющимся базой РНО, наладилась было постоянная концертная жизнь, но потом как-то сошла на нет. Теперь здесь состоится еще один абонемент РНО, четыре детских абонемента и еще четыре взрослых.
Если попытаться охватить единым взглядом всё, что запланировано филармонией на будущий сезон, то слово «кризис» едва ли прозвучит уместно.