Хочется верить, что уже прошло то время, когда всякий раз надо было объяснять, что Pixar — лучшая в мире студия по производству трёхмерной анимации, каждой своей работой обходящая всех своих конкурентов, поскольку берёт не только уникальными технологиями, но и такой пронзительностью, которая делает её героев живыми — будь то куклы, букашки, монстры, рыбы, машины, крысы или роботы. Полнометражный мультфильм «Вверх» полностью оправдывает своё название, хотя, казалось бы, куда уж выше?
Вверх
Up, США, 2009, анимация
Режиссёры: Пит Доктер, Боб Петерсон
«Вверх» — юбилейный, десятый полнометражный проект студии Pixar и одновременно первый, в котором рассказывается об обычных людях. Уже в их полнометражном дебюте «История игрушек» (1995) можно было наблюдать попадающие в кадр части тел хозяев Вуди и компании, но они не участвовали в сюжете.
Первым человеком в их мультфильмах была девочка Бу из «Корпорации монстров» (2001). Но она была лишь второстепенным персонажем. Та же ситуация была и с малосимпатичными людьми из «В поисках Немо» (2003).
Полновесным «человеческим» фильмом можно счесть «Суперсемейку» (2004), но её герои не были обычными людьми. Отец семейства мог поднять дом, мать гнулась и тянулась лучше резины, дочь становилась невидимой, сын бегал со скоростью мысли.
«Я так люблю мох!» Режиссёр фильма «Сумерки» Кэтрин Хардвик эксклюзивно рассказала «Часкору» о том, как стильный подростковый фильм, снятый в авторской манере, стал одним из самых успешных кинопродуктов последнего десятилетия.
Читать дальшеВ «Рататуе» (2007) была целая поварская бригада, но главным героем всё же был крыс Реми. Аналогичный расклад — с «ВАЛЛ-И» (2008), где робот переигрывает всех жителей Земли, вместе взятых.
И вот дождались! В «Вверх» речь идёт о старике, который всю жизнь мечтал отправиться в путешествие куда-нибудь в джунгли, но по разным причинам не мог этого осуществить. И вот, схоронив жену и оказавшись одной ногой в богодельне, он это сделал.
Причём весьма экстравагантным образом. Купив двадцать тысяч шариков и привязав их к своему скромному домику, он отправился в путь, не выходя за порог своей комнаты. Правда, не один — с ним случайно полетел толстый бойскаут, мечтающий о значке «За помощь престарелым».
Описание кажется вполне забавным, но, поверьте, мультфильм являет собой зрелище душераздирающее. Для тех, кто понимает, что к чему, конечно. Как всякий шедевр, «Вверх» — штука многослойная, и счастливы те, кто в силу неспособности или нежелания воспримет его буквально.
Работа Пита Доктера и Боба Петерсона удивительным образом перекликается с мотивами «Дома из маленьких кубиков» Кунио Като, получившего в этом году «Оскар» в категории «Лучший короткометражный анимационный фильм».
У Като старик отправлялся не вверх, а вниз — погружаясь всё глубже, он обнаруживал под водой всё более просторное помещение, в котором некогда жил он и его родственники. Однако, если подумать, направление движения в данном случае значения не имеет — метафоры идентичны.
Нет, ворчливый старик Карл Фредриксен — отнюдь не Дороти из «Волшебника страны Оз», и его путешествие менее всего походит на то, чем занимаются благочестивые западные пенсионеры, чинно осматривающие достопримечательности знаковых городов мира.
Во всяком случае, такое ощущение складывается после «галстучного» вступления. А то, что в последний путь Карл отправился не один, а со страшно раздражающим скаутом Расселом, ничего не значит. В конце концов, люди не только от старости умирают.
Понимаю, что звучит слегка жутковато. А может, и не слегка. Но если не заглядывать за портьеру, то всего этого можно и не увидеть. Тогда «Вверх» будет просто невероятно умильным мультфильмом, достойно продолжающим дело «ВАЛЛ-И».
Кстати, в российской версии Карла озвучил Армен Джигарханян, уже работавший на дубляже пиксаровских «Тачек». И надо признать, это конгениальная актёрская игра. Это надо и видеть, и слышать.
Папе снова 17
17 Again, США, 2009, комедия
Режиссёр: Берр Стирс
В ролях: Зак Эфрон, Мэтью Перри, Лесли Манн, Томас Леннон, Мишель Трахтенберг, Мелора Хардин
В 17 лет Майк О’Доннелл был красавцем, о котором мечтали все девочки в школе. Он играл в баскетбол как бог и всерьёз рассчитывал на стипендию в престижном колледже. Но у него была Скарлетт, девушка, которую он безумно любил и ради которой был готов на всё.
Прошло 20 лет. Майк так ничего и не достиг. Он мелкий клерк, которого не повышают по службе, назначая более молодых и энергичных. Он отец двоих детей, которые его презирают. Наконец, он разводится со Скарлетт, которая его больше не любит.
Но однажды он признался школьному уборщику, что очень хотел бы вновь стать 17-летним, чтобы исправить все свои ошибки. И его желание исполнилось! Теперь он опять юный красавец-баскетболист. Какой путь он изберёт со второй попытки?
Да понятно какой! Таковы уж законы жанра, что всё предопределено с самого начала. Фильмов, в которых героям так или иначе предоставлялась возможность пересмотреть свою жизнь, — великое множество, и «Папе снова 17» ни в чём не отклоняется от канонов.
Вы бы хотели отмотать время назад, как герой комедии «Папе снова 17», и приблизить свою жизнь к идеалу? Тогда эта подборка фильмов для вас — можете воспользоваться как руководством к действию.
Читать дальшеВ нём без труда можно углядеть мотивы самых разных фильмов. Хотя лично мне он в первую очередь напомнил пьесу Макса Фриша «Биография», герой которой тоже мог изменить свою жизнь с любого её момента, но, оглядевшись на своё прошлое, понял, что ничего менять не хочет.
Честно говоря, выглядит это как минимум лукавством, а как максимум — откровенной ложью. Каждый из нас совершает в жизни ошибки, за которые стыдно, из-за которых больно, которыми лишили себя чего-то значительного. И каждый дорого бы дал, чтобы их исправить.
Довольно серьёзная тема для комедии, не правда ли? Наверное, именно поэтому в ней нет ничего особо смешного. Ну не веселиться же, глядя, как девушка вожделеет собственного отца? И как 17-летний пацан увивается за годящейся ему в матери женщиной?
Нет, работа Берра Спирса вполне занятна и ей можно украсить вечер (особенно пойдя в кино вдвоём), но не стоит ждать многого. А ещё есть серьёзная опасность, что вам придётся ревновать свою девушку к Заку Эфрону, играющему Майка в юности.
Крабат: Ученик колдуна
Krabat, Германия, 2008, фэнтези
Режиссёр: Марко Кройцпайнтнер
В ролях: Дэвид Кросс, Даниэль Брюль, Кристиан Редль, Роберт Штадлобер, Паула Каленберг
XVII век. Европа приходит в себя после Тридцатилетней войны. Кругом голод и разруха. 14-летний паренёк по имени Крабат, которого война сделала сиротой, скитается из деревни в деревню, кормясь тем, что подадут.
Ноги приводят его к некоему Мастеру, который живёт на мельнице со своими подмастерьями. Тот предлагает Крабату пойти к нему учеником, и паренёк соглашается — как-никак еда и крыша над головой.
Но вскоре Крабат поймёт, что Мастер продал душу дьяволу, а его мельница — настоящая школа чёрной магии, из которой почти невозможной уйти живым. Крабату придётся бросить вызов Мастеру, и всё, что у него будет, это храбрость и любовь.
Фильм является экранизацией книги Отфрида Пройслера, впервые опубликованной в 1971 году и основанной на сербской легенде XVII века. Только ленивый не скажет, что киноверсия «Крабата» — это немецкий ответ «Гарри Поттеру». Сравнение законное, хотя для фильма фатальное.
По нему с первого взгляда видно, что авторы экономили на всём — даже на смене локаций, коих в фильме так мало, что хватит пальцев на руке. Ждать от «Крабата» спецэффектов уровня «Гарри Поттера» и вовсе смешно.
Картина Кройцпайнтнера, хоть он и заявляет, что это была его детская мечта, оставляет удручающее впечатление. Имея изначально бешеный потенциал, она настолько скучна, что из залов посреди сеанса гарантированно будут уходить люди.