Кто-то любит сольные авторские вечера, другим по душе групповые выступления писателей. Первые позволяют ощутить глубину темы, вторые — масштаб контекста. В московской литафише можно найти мероприятия обоих типов. Индивидуальные и коллективные вечера мая посетил корреспондент «Часкора» Андрей Мирошкин.
Идиоты с «Полярной звезды»
Презентация сборника статей философа и публициста Дмитрия Галковского «Два идиота» в клубе «Улица ОГИ» началась с опозданием в 65 минут, и собравшиеся уже начали было строить на этот счёт разные конспирологические теории.
Предыдущий альбом позволил надеяться на то, что Тори Эймос, успешно разложившая образ несчастной и прекрасной дамы на десяток «кукол», начинает относиться к избранной теме достаточно иронично. По крайней мере её поклонники, давно повзрослевшие, перестали ждать от неё девичьих рефлексий времён второй-третьей студенческой влюблённости.
Читать дальшеОднако застрявший где-то в пробке автор наконец появился и для начала объяснил смысл названия книги. Идиотами в ней названы редакторы двух периодических изданий, предложившие в своё время Галковскому сотрудничество, а потом это сотрудничество резко разорвавшие.
При этом некоторые гонорарные вопросы, по словам автора, так и не были до конца урегулированы. В результате эти редакторы оказались изображены в книге в образе стилизованных декабристов с хрестоматийной обложки альманаха «Полярная звезда».
Разобравшись с обложкой, приступили к ответам на вопросы. Публику в зале в основном составляли так называемые галковскоманы, и по вопросам чувствовалось, что присутствующие: а) едва ли не наизусть знают «Бесконечный тупик» — фундаментальный историософский труд Галковского; б) являются прилежными читателями ЖЖ galkovsky; в) склонны к широким обобщениям.
Немудрено, что вопросы задавались об очень разных предметах, и в последнюю очередь — о презентуемой книге. Галковский среди прочего рассказал о своей недавней поездке в Красноярск и о готовящейся — в Америку; поведал о планах издать сборник своих святочных рассказов, а также «пощупать за вымя Ленина» (то есть написать книгу о подлинной роли Ильича в истории).
Но вообще о творческих планах Галковский говорил сдержанно: «Крадут сюжеты. Сегодня рассказал, а завтра, глядишь, Лукьяненко об этом роман напишет».
Напоследок автор рассказал забавную историю о том, как бдительные американские таможенники приняли ветвистую схему «Бесконечного тупика» (на форзаце) за формулу секретного русского бактериологического оружия.
Достоверность метафоры
Вечер памяти Алексея Парщикова на «Винзаводе» проходил под девизом «Меньше дежурных слов — больше стихов». Об этом сказали в начале мероприятия (приуроченного к сороковинам поэта) организатор акции галерист Ольга Свиблова и ведущий поэт Андрей Коровин.
Такие далёкие друг от друга явления, как криминальная проза Владимира Сергиенко и фри-джаз Сергея Летова, объединил дух бескомпромиссности. И хотя совместное выступление писателя и группы «Сакс-мафия» выглядело несколько эклектично, в оригинальности этому зрелищу не откажешь.
Читать дальшеВечер проходил по комбинированной программе. Живые выступления известных литераторов чередовались с демонстрацией видеофильмов; на экране на протяжении всего действа экспонировались в режиме слайд-шоу фотографии поэта. Открылся вечер прослушиванием аудиозаписи с чтением Парщиковым своих стихов. Затем его поэзия звучала в выступлениях друзей, знакомых, коллег.
Выступали в том числе и те, кто знал Парщикова ещё с «доисторических времён». Первооткрыватель его стихов поэт и философ Константин Кедров сказал, что метафора Парщикова имела «удивительную достоверность и телесность».
Поэт-метареалист Владимир Аристов прочёл фрагменты из своего эссе-некролога, которое будет полностью опубликовано в одном из московских журналов. Запомнилась фраза: «Он ничему не учил, он только наблюдал то, что ему открывалось».
Прозаик и издатель Александр Давыдов предположил, что Парщикова «ждёт яркая и неожиданная посмертная судьба» — недаром в эти дни появилось так много замечательных стихов его памяти. Давыдов прочёл одно из таких стихотворений, написанное Аркадием Драгомощенко.
С короткими мемуарными этюдами об ушедшем поэте выступили Евгений Бунимович, Евгений Попов, Татьяна Щербина, а также один несколько экзотический для данного собрания персонаж, отрекомендовавшийся редактором издательства «Молодая гвардия» середины 70-х годов (он готовил к печати самую первую подборку стихов Парщикова).
Богатырская гидромахия
Вечер трёх авторов поэтической серии издательства «Русский Гулливер» — Игоря Жукова, Андрея Таврова и Марка Шатуновского — прошёл в салоне «На Самотёке».
Аудитория собралась небольшая: студенты педуниверситета (обычно до отказа заполняющие зал) уже начали готовиться к сессии, вдобавок на улице в этот день лил дождь.
Знаменитый персонаж Свифта стал, можно сказать, сквозной метафорой вечера. Ведущие Наталия Попова и Дмитрий Дмитриев сообщили, что все трое участников родились в разных городах (Ковров, Ростов-на-Дону и Баку соответственно) и, перебравшись затем в Москву, воплотили идею о «путешествиях Гулливера».
К литературному патрону серии апеллировал и филолог Олег Дарк в своём вступительном слове: «Три совершенно разных поэта — знак устойчивости и творческой свежести серии. Вообще, принцип несходства здесь положен в основу издательской политики. Разные книги образуют целостный мир. Гулливер — это нечто крупное, богатырское. В наше время худосочной, истощённой культуры именно в «РГ», как мне кажется, сосредоточены силы, способные к преображению. Мне нравится, что в этом издательстве архаический вектор соседствует с тончайшей культурной рефлексией».
Чтения прошли в классическом формате. Каждый из трёх поэтов-богатырей читал в течение получаса свои новые и старые стихи, а затем выступавшие ответили на вопросы-записки из зала.
Развивая тему преображения реальности, Тавров рассказал, как «гулливеры» однажды в Петербурге занимались гидромахией — усмиряли водную стихию силою своих стихов. И наводнение, по словам поэта, отступило.