Челябинск, Июнь 19 (Новый Регион, Алла Александрова) – Большинство археологических раскопок на Южном Урале проводится с нарушением российского законодательства. Об этом сегодня заявил директор Челябинского областного краеведческого музея Владимир Богдановский.
Как передает корреспондент «Нового Региона», по действующему закону, все ценности, найденные в ходе археологических раскопок, в обязательном порядке должны сдаваться на хранение в государственные музеи. На Южном Урале единственным таким музеем является Челябинский областной краеведческий музей. Однако, по словам его директора Владимира Богдановского, сегодня в госмузей попадает только около 5% от общего числа находимых предметов древности. Так, например, в свое время Оренбургская область потеряла уникальную коллекцию так называемых «золотых оленей», которая была найдена археологами на территории Оренбуржья. Уникальный артефакт был передан в Эрмитаж, а оренбургские власти, наученные горьким опытом, приняли впоследствии областной закон, запрещающий вывозить исторические ценности за пределы региона.
Сегодня, по словам Богдановского, на территории Южного Урала проводят раскопки не только археологи, действующие официально, но и «черные копатели». Первые получают так называемый открытый лист, т.е. разрешение на проведение раскопок. В области сегодня работает больше 20-ти таких экспедиций. При этом большинство из них не сдает обнаруженные предметы, как полагается, в музей. Следы уникальных артефактов попросту теряются, никто не контролирует и не отслеживает, в какие руки попадают бесценные археологические находки.
«Черные копатели» отличаются от археологов только тем, что действуют без разрешения и регистрации. Найденные предметы старины они также не собираются передавать государству, а, например, пытаются продать в другие музеи или антикварные лавки.
Ярким примером, по словам Богдановского, является историко-культурный центр Аркаим. На протяжении 20 лет там проводится более 10 ежегодных экспедиций. «Предметы, обнаруженные в ходе раскопок на Аркаиме, к нам не попадают. Например, когда мы просили у сотрудников Челябинского госуниверситета древний котел для открытия выставки сарматской коллекции, они предоставили нам его на крайне жестких условиях. Заключили с нами договор, предусматривающий ограниченное время использования данного артефакта, и даже штрафные санкции за нарушение сроков. А ведь они, представители ЧелГУ, являются незаконными владельцами этих ценностей», – заявил Богдановский.
По словам Богдановского, работа по возвращению исторических находок в краеведческий музей будет продолжена. К ней будут привлекаться сотрудники милиции, органы власти, а также представители Центра по охране памятников.
Представители музея отслеживают ход раскопок в российских регионах и на территории области. С 2005 по 2007 годы в фонды музея поступило более 2 тысяч экспонатов. Например, коллекция по истории ранних кочевников, полученная в результате 20-летних исследований экспедиции Челябинского научного центра УрО РАН. С 2006 по 2008 годы музею были переданы коллекции артефактов, обнаруженных в результате исследования погребений раннего железного века могильников Кичигино и Кумкуль. В этом году музей принял на постоянное хранение коллекции Института истории и археологии УрО РАН (Екатеринбург), представляющие собой находки, обнаруженные на севере Челябинской области.