Глава Газпрома Алексей Миллер считает, что проблемы по вопросам газа с ЕС вполне преодолимы. По его словам, Россия имеет достаточно козырей для того, чтобы успешно действовать на европейском рынке. Кроме того, он высказал свое мнение по поводу наступления сланцевого газа, спотовых цен и судьбы украинской ГТС. Алексей Миллер считает, что Газпром может вполне уверенно себя чувствовать на газовом рынке Европы. Те проблемы, которые обсуждаются последнее время - спотовые цены, сланцевый газ - вполне преодолимы.
По первому пункту - спотовым ценам - Миллер сказал, что «
газ не является классическим биржевым товаром таким, каким является нефть. И перспектив у газа стать классическим биржевым товаром нет».
По его мнению,
доля газа, продаваемого в Европе по спотовым ценам, не превысит 15%. Он добавил, что этой зимой некоторое время спотовые цены на газ превышали цену долгосрочных контрактов Газпрома. В это время представители Газпрома в ходе переговоров с одним из европейских покупателей «задали прямой вопрос: мы сегодня готовы принять условия перехода на спотовые цены. Вы готовы? Ответ - нет!».
Еще одну «
страшилку» - сланцевый газ - Миллер назвал попросту «пиар-кампанией».
«Сланцевый газ – хорошо спланированная мировая пиар-кампания, таких пиар-кампаний много: глобальное похолодание, биотопливо», – сказал он. По словам Миллера, хотя сланцевый газ в настоящий момент добывается в США, обратиться к нему американцев вынудило падение добычи природного газа, передает ИТАР-ТАСС.
Он подчеркнул, что «технологии добычи сланцев – уже не одно десятилетие», но, судя по всему, США обратились к ней «не от хорошей жизни». Миллер считает, что «для Европы это неприемлемый путь развития». Он пояснил, что добыча сланцев является не только затратной, но и достаточно «грязной».
В подтверждение того, что отношения с Европой развиваются в нужном направлении, Миллер сказал, что Россия и Евросоюз могут подписать «дорожную карту» в газовой сфере до 2050 года. Этот вопрос может быть вынесен на рассмотрение саммита Россия-ЕС, который состоится на этой неделе. На саммите будет обсуждаться вопрос о третьем энергопакете. Там есть ряд вопросов, которые требуют уточнения, утверждает Алексей Миллер.
«От переговоров мы ждем взаимоприемлемого алгоритма сотрудничества между Россией и ЕС при реализации третьего энергопакета, недискриминационного отношения к новым транспортным проектам по поставке газа в ЕС и обсуждение возможностей и перспектив подписания такого документа как «дорожная карта развития газовой отрасли до 2050 года», - заявил Алексей Миллер.
Третий энергетический пакет представляет собой план мер по либерализации рынка электроэнергии и газа в ЕС. Документ предполагает отказ от продления долгосрочных контрактов на поставку газа, разделение поставщиков газа и владельцев газотранспортной инфраструктуры.
Эти пункты пакта ставят в невыгодное положение Газпром. Концерн попытается отстоять свои интересы с помощью «дорожной карты». На обсуждение саммита будут вынесены новые маршруты поставок газа в Европу – «Северный поток» и «Южный поток».
Что касается «Южного потока», то Миллер сообщил, что ожидает скорого появления новых участников в рамках данного проекта. «
Думаю, что в ближайшее время будут достигнуты договоренности и по вхождению других компаний в этот проект», - сказал глава Газпрома.
Сейчас акционерами компании по строительству морской части «Южного потока» выступают на паритетных началах Газпром и итальянская Eni. Планировалось, что EDF
войдет в «Южный поток» до конца 2011 года, передает «
Интерфакс».
Алексей Миллер также сказал, что Газпром полностью загрузит ГТС Украины в случае слияния с «Нафтогазом». Потенциал загрузки может составить 130-140 млрд кубометров в год. Сейчас уровень загрузки составляет 95 млрд кубических метров. Создание СП никоим образом не повлияет на реализацию проекта «Южный поток», пообещал Алексей Миллер.
По сути Миллер предлагает единственный на данный момент реальный план спасения украинской ГТС, поскольку, по его словам, для того, чтобы определиться с ее судьбой времени у Киева не осталось.
Он напомнил, что в ближайшие семь лет для модернизации ГТС Украины необходимо 6,5 млрд евро. «В том числе 3 млрд евро необходимо для первоочередных работ - времени у Украины не так много, чтобы определиться с судьбой своей ГТС», - сказал Миллер, передает РИА «Новости».
По словам аналитика «Атона» Вячеслава Бунькова, Европе «дорожная карта» нужна для того, чтобы понимать, откуда будут идти поставки газа. А для России главный интерес – сохранить лидерство на рынке поставок газа.
«Позиции России на рынке газа ухудшаются. Наша страна заинтересована в такой гарантии, как «дорожная карта», поскольку вкладываться в дорогостоящие проекты очень рискованно. Но в первую очередь эта карта создается для того, чтобы действия российских и европейских компаний были согласованы», - говорит эксперт.
Он также считает, что появление новых участников в рамках проекта «Южный поток» даст большую поддержку Газпрому. «У Газпрома будет больше шансов для реализации проекта. Кроме того, трубой российской компании будут больше пользоваться», - подчеркнул Вячеслав Буньков.
«Продукция Газпрома – прямой конкурент сланцевому газу. Вряд ли он сможет сдвинуть позиции Газпрома, однако он уже вызвал серьезный структурный сдвиг в потреблении углеводородов в США», - говорит в свою очередь аналитик «Метрополя» Александр Назаров.
Он согласен, что технологическая возможность провести такой сдвиг в любом другом регионе пока сомнительна, поскольку рыночная структура природного газа США уникальна. Ее невозможно повторить ни в Европе, ни в России. «Употребление сланцевого газа в США привело к неприятным для Газпрома последствиям. Однако считать сланцевый газ важным конкурентом продукции Газпрома в Европе нельзя. Пока добыча сланцевого газа в Европе нерентабельна», - добавляет аналитик.
Помимо этих тем, Миллер коснулся горячей проблемы
надежности поставок энергоресурсов в ЕС из-за
волнений на севере Африки.
«Это новая постановка вопроса о надежности поставок углеводородов из этого региона. И как мы видим, что биржевая цена на нефть является объективным индикатором того, что мы наблюдаем сегодня в этом регионе. Думаю, что это вопрос, который требует дополнительных переговоров с ЕС. В связи с этими событиями вопросы надежности поставок должны быть проанализированы гораздо более критически, чем до сего дня», - отметил Миллер.