Советский и российский актер театра и кино, народный артист России Александр Леньков умер в ночь на понедельник на 71-м году жизни в одной из московских больниц, сообщает "Интерфакс", уточняя, что артист скончался после тяжелой продолжительной болезни.
Леньков родился 17 мая 1943 года в Тамбовской области, где провел детство и юность. В 1965 году закончил студию при Театре им. Моссовета (педагог Ю.А.Завадский) и был принят в труппу театра. С тех пор оставался актером этого коллектива.
За долгие годы им было сыграно множество самых разных ролей, среди которых: Жак ("Эдит Пиаф"), Василий Тёркин ("Василий Тёркин"), Лок ("Пчёлка"), Роджер Трамплейн ("Шум за сценой"), Дорн ("Чайка"), мадам Плюш ("Любовью не шутят"), сэр Тоби ("Двенадцатая ночь").
Как сообщает РИА "Новости", среди последних работ актера на цене театра им. Моссовета: Зюзюкин в спектакле "Мужчины по выходным", Матвей - "Серебряный век", Белардо - "Учитель танцев", Фессар - "Не будите мадам".
Много снимался в кино, куда пришел в 1964 году, снявшись в фильмах "Дайте жалобную книгу" и "Ключи от неба". Последний фильм принес ему широкую известность.
Режиссеры с удовольствием использовали комедийный талант актера. Поэтому среди работ Александра Ленькова преимущественно комедии ("Весенние хлопоты", "Говорящая обезьяна") или детские фильмы ("Магия черная и белая", "Отроки во Вселенной", "Тайна Снежной королевы", "Приключения Петрова и Васечкина").
Не менее убедителен Александр Леньков был и в картинах других жанров. Яркие образы нескладных холостяков были созданы артистом в мелодраме Игоря Масленникова "Зимняя вишня" и драме Василия Пичула "Маленькая Вера".
Много лет Александр Леньков отдал работе на радио и в мультипликации, где в основном озвучивал сказочных персонажей. Его голосом говорят как герои отечественных, так и диснеевских мультфильмов. Среди последних самыми известными являются - "Чип и Дейл спешат на помощь" (Дейл), "Новые приключения Винни-Пуха" (Пяточек), "Чудеса на виражах" (Баламут). Среди российских мультфильмов с голосом Ленькова стоит отметить "Иван Царевич и Серый Волк" и "От винта 3D", вышедший в 2012 году.
На радио Леньков озвучил роль Андрея Алексеевича Азбучкина в детской программе "Веселая азбука". В 2001 году телепередачи "КОАПП" и "Тушите свет" с участием Ленькова получили российскую национальную телевизионную премию ТЭФИ. В сатирической передаче "Тушите свет", которая выходила на НТВ, а после смены руководства телеканала - на ТНТ, ТВ-6, ТВС, Леньков озвучивал зайца Степана Капусту. После закрытия передачи озвучивал своего персонажа во второй версии программы под названием "Красная стрела", тоже получившей "ТЭФИ".
Александр Леньков - заслуженный артист РСФСР (1980) и Народный артист России (1997). Преподавал во ВГИКе.
"Он остался верен той сцене, на которую впервые вышел мальчишкой"
Леньков почти 60 лет отдал театру Моссовета, куда пришел сразу после учебы - те самые первые детские роли, и те, которые потом сыграл для детей. Взрослые плакали - когда в спектакле "Пчелка" видели его короля гномов, отмечалось в сюжете телеканала "Культура", посвященном 70-летию артиста.
"То, что делал Саша, то совершенно удивительное умение владеть рисунком, всегда очень острым, во всех его ролях, всегда острый, - рассказала телеканалу народная артистка РСФСР Ирина Карташова. - Я уж не говорю о том, что он как Бог двигается, и, говорят, артист он незаменимый, такого второго нет, поэтому я счастлива, что могу эти слова все сказать".
Многих своих героев он собирал по деталям - тубус в руках - уже биография, домашние тапочки, когда пришел заселяться - уже характер. Нескладный холостяк потом появился и в "Маленькой Вере". Чудаковатых, странных, понятных не всем - таких у него было много и в театре.
"Ему можно ставить любые задачи, - отмечает народный артист РСФСР, художественный руководитель Театра имени Моссовета Павел Хомский. - Поставить его вверх ногами, он будет вверх ногами. Если он считает, что это интересно, выразительно и художественно необходимо - пожалуйста! Будет стоять на голове и не пожалуется, и не будет говорить "мне неудобно". Важно, что это нужно".
"За то, как он двигается - бесшумно, крадясь, то подпрыгивая, то делая прыжки с зависанием - его даже звали в Большой, обещали карьеру танцовщика. Он остался верен той сцене, на которую впервые вышел мальчишкой. И этим мальчишкой, кажется, чувствует себя до сих пор", - сообщала "Культура" в прошлом году.