Украинские силовики возобновили активную фазу спецоперации на юго-востоке страны, заявил глава украинского парламента Александр Турчинов на заседании Рады. "Я общался с министром обороны... Наши вооруженные силы наносят удары по базам сепаратистов", - сказал спикер, которого цитирует УНН.
Таким образом, Турчинов подтвердил, что режим прекращения огня, провозглашенный Президентом 20 июня и продленный до вечера 30 июня, завершился после того, как президент Украины Петр Порошенко заявил о прекращении перемирия.
"По оперативным данным группы "Информационное Сопротивление", в соответствии с решением Президента Украины о прекращении перемирия, силы АТО начали активные действия по обезвреживанию и уничтожению террористических групп в зоне проведения операции", - написал в Facebook лидер группы Дмитрий Тимчук.
Президент Центра экономического развития Александр Пасхавер ранее сообщал, что бои в Луганской и Донецкой областях идут только на трети территории этих областей. "На остальной - мир: там действует госвласть и предприятия работают в обычном режиме", - рассказал эксперт "Огоньку".
Один из главных очагов военного противостояния - Донецк. В настоящее время возле этого города, вероятно, идет танковый бой. О схватке сообщает портал 62.ua. По данным агентства РИА "Новости", которое ссылается на представителей сепаратистов, украинская армия стягивает к Донецку крупные силы, в том числе тяжелую артиллерию и бронетехнику. Пророссийские активисты, сражающиеся с военными, утверждают также, что в ночь 1 июля, сразу после окончания перемирия, силовики нанесли артиллерийские удары по центрам Славянска и Краматорска.
Об артиллерийских ударах сообщают и в городе Снежное. "Также прилетели самолеты, начали пускать по нам ракеты. Один из самолетов удалось сбить из зенитного пулемета", - заявляют представители сепаратистов.
Бои идут не только в Донецкой, но и в Луганской области. О боях, которые ведутся недалеко от российской границы, сообщил РИА "Новости" глава Федеральной таможенной службы (ФТС) России Андрей Бельянинов. "Бой начался около девяти утра. Сейчас пункты пропуска закрыты", - сказал он. Между тем, украинские власти сообщают, что сепаратисты взорвали железную дорогу возле Луганска и Красного Лимана.
Между тем, как сообщает "Украинская правда", группы сепаратистов на юго-востоке просят украинских силовиков создать коридор для того, чтобы они могли выйти. Об этом сообщил офицер пресс-центра АТО Алексей Дмитрашковский. "Вчера пришлось вывести троих человек, должно было быть четверо, но один не смог выйти. Есть одиночные случаи перехода... Мы их сейчас просто выпускаем, проверяем и даем возможность выйти", - добавил он. При этом Дмитрашковский не смог назвать конкретные города, где это происходит.
Сепаратисты взяли в плен журналистку. Один их пленник уже скончался в плену
Между тем активисты самопровозглашенной Луганской народной республики накануне вечером захватили журналистку "Громадське ТВ" Анастасию Станко и оператора, сообщает пресс-служба телеканала.
"По неподтвержденным данным, журналисты были незаконно задержаны в Луганской области во время выполнения профессиональных обязанностей, и сейчас находятся в Луганске, в подвале одного из зданий в центре города", - говорится на сайте телеканала. Было ли это сделано до или после окончания перемирия, не сообщается.
Никаких заявлений со стороны представителей ЛНР по этому поводу сделано не было. В коллективе "Громадське ТВ" призвали ополченцев предоставить информацию о состоянии здоровья Станко и оператора, а также назвать условия, при которых журналисты будут отпущены на свободу.
По данным украинской службы радиостанции "Свобода", один из пленников сепаратистов скончался из-за проблем с сердцем. Погиб председатель областной организации "Просвита" Владимир Семистяга. Ранее в плену находились также наблюдатели ОБСЕ, но они, к счастью, былиотпущены в выходные.
Украинский "ответ" сепаратистам
"Непродление режима прекращения огня - это наш ответ... всем тем, кто издевается над мирным населением, кто парализует работу экономики региона, кто срывает выплаты зарплат, пенсий, стипендий, кто подрывает железную дорогу, разрушает водопроводы, кто лишил людей нормальной, мирной жизни", - отметил Порошенко.
Киев объявил о перемирии в одностороннем порядке на позапрошлой неделе, 20 июня, чтобы дать возможность сторонникам самопровозглашенных властей возможность сдать оружие и покинуть страну. Сепаратисты, захватившие власть на юго-востоке, обещали соблюдать перемирие, но сдаваться отказались. Однако режим прекращения огня не оправдал ожиданий, поскольку в регионе продолжалась стрельба с обеих сторон. Через неделю, 27 июня, Петр Порошенко принял решение продлить перемирие еще на трое суток, чтобы сохранить надежду на мирное урегулирование конфликта.
По истечении этого времени "у Президента Украины было два варианта - продолжить АТО в активной фазе и неправильный", считает военный эксперт Дмитрий Тимчук, подразумевая продолжение режима прекращения огня. "Каждый день перемирия, какое бы большое политическое значение он не имел, в военном плане усиливал позиции террористов если и не в разы, то весьма ощутимо", - констатирует эксперт, отмечая, что ранее у сепаратистов "была полная возможность пойти навстречу Киеву в мирном диалоге и сложить оружие", и, раз они этого не сделали раньше, следует "защищаться".
Западные СМИ о перемирии: на Порошенко "надавили" генералы
Прекращение перемирия на юго-востоке Украины - одна из главных тем, на которую обратили внимание западные СМИ (переводы материалов приводит InoPressa).
Так, испанское издание El Mundo считает, что теперь операция будет продолжаться, несмотря на жертвы среди мирного населения. Как предполагает автор материала, Порошенко прислушался к бойцам батальона "Донбасс", которые потребовали начать серьезное наступление. Некоторые украинские генералы высказались против продления перемирия, так как армия понесла серьезные потери, а повстанцы воспользовались перемирием, чтобы перевооружиться и перегруппироваться.
Несмотря на то, что обращение Порошенко предполагает возобновление полномасштабной военной кампании против повстанцев, неясно, что конкретно изменится, пишетThe New York Times, отмечая, что "на протяжении всех трех месяцев с начала восстания украинская армия демонстрировала неспособность сдержать мятежников".