Татарстанское отделение КПРФ распространило обращение главы фракции Хафиза Миргалимова в адрес прокурора республики Илдуса Нафикова с просьбой провести проверку постановки оперы "Джалиль", которая идет на сцене Татарского академического государственного театра оперы и балета (ТАГТОиБ) им. М. Джалиля с 2011 года, и "при необходимости принять меры прокурорского реагирования", сообщает TatCenter.
Миргалимов, который слушал эту оперу 23 февраля 2015 года, утверждает, что в одной из сцен "сравнивается И. В. Сталин и Адольф Гитлер", проводится "прямая параллель... между советским строем и нацизмом". Такие сравнения, по словам коммуниста, исходят от "бесконтрольного "творчества художника" и "ведут к подрыву исторической роли" страны в Великой Отечественной войне.
"Это плевок в сторону многонационального народа России накануне праздника - 70–летия Великой Победы", - говорится в запросе.
Кроме того, в своем обращении Хафиз Миргалимов ссылается на ст. 20.3 КоАП РФ, которая запрещает публичную демонстрацию нацистской атрибутики. К запросу он прилагает снимок с изображением свастики, сделанный во время просмотра постановки.
Ранее с запросом в Минкультуры РТ по поводу оперы "Джалиль" обращалось и руководство Госсовета республики, пишет "Коммерсант". В министерстве сопоставление портретов Сталина и Гитлера назвали символом борьбы главных сил Второй мировой войны.
Премьера оперы-поэмы "Джалиль" на либретто Ахмеда Файзи в постановке режиссера Михаила Панджавидзе (Большой театр) состоялась в ТАГТОиБ в сентябре 2011 года. По замыслу создателей спектакля, опера должна была стать символом театра, который носит имя казненного нацистами татарского поэта Мусы Джалиля.
В своих интервью после премьеры оперы, посвященной трагической судьбе татарского поэта, погибшего в фашистских застенках, автор спектакля не скрывал своего режиссерского замысла, согласно которому гитлеровский и сталинский режим действительно ставятся фактически на одну доску, сообщает электронная газета "Бизнес Online". "Свой подвиг Муса Джалиль расценивает как необходимость, невзирая на страдания своей семьи. Как выяснилось, я шел верным путем... С другой стороны, если уйти в лирику, мы получим "мыльную оперу", которая тоже будет мало кому интересна. Сериал "Джалиль" никому не нужен. Я понял... и усилил роль государственной машины, и не только немецкой, но и советской. Она тоже безжалостно перемалывала кости людей", - говорил Панджавидзе.