На фоне предвыборной кампании в США обострилось противостояние между сторонниками и противниками права на прерывание беременности, приведшее к массовой стрельбе в Колорадо-Спрингс. Но проблема гораздо глубже, чем предвыборный накал страстей: американцам свойственен комплекс мессианства, жертвами которого подчас становятся целые страны.
Выстрелы, унесшие в конце ноября в городе Колорадо-Спрингс жизни
трех человек и ранившие девятерых, на фоне еще не утихшего эха от массового расстрела в Париже и конфликта между Москвой и Анкарой прозвучали относительно негромко. Периодически приходящими из США известиями о маньяке, палящем направо и налево в первых встречных, уже мало кого можно удивить. Единственное, что отличало этот трагичный инцидент от многих из этого же ряда, – это место происшествия, а именно&В – клиника «Планируемого родительства». Так называют медицинские учреждения в США, где делают аборты.&В
Речь, к сожалению, идет не о случайности, а о тенденции, выражаемой в травле врачей. Американка Диана Хорват-Коспер рассказала
The&В Washington&В Post, как обнаружила свою фотографию на сайте, фактически призывающему к расправе с ней. Там содержался адрес ее работы, регистрационные номера ее автомобиля, прочая информация, которая помогла бы ее отыскать, но, что хуже всего, – фотография ее 15-месячной дочери.
«Для меня, как матери, риск, связанный с моей работой, особенно велик, – говорит она. – Когда я нахожусь в общественном месте, то ни на секунду не расслабляюсь. Всякий раз, когда поворачиваю ключ в замке зажигания, меня окатывает волна паники – а вдруг под машиной сработает бомба?&В Если вокруг меня незнакомые люди, и кто-то из них задерживает на мне взгляд более чем на мгновение, я начинаю думать, не узнал ли он меня и не ждать ли мне от него чего-нибудь нехорошего?»
Диана Хорват-Коспер не полицейский, следователь или адвокат, бросившая вызов организованной преступности. Она выступает против оной и в качестве ключевого свидетеля, а потому не опасается мести боевиков из Cosa Nostra в лучших традициях фильмов Дамиано Дамиани (автора знаменитого «Спрута»). Она всего лишь акушер-гинеколог, периодически помогающий женщинам прервать беременность.
«Я боюсь за свою дочь, – признается она.&В – Я отвожу ее в ясли, и мне не дает покоя мысль – вдруг кто-нибудь туда придет, чтобы сделать ей что-нибудь плохое и, таким образом, наказать меня?&В Порой я думаю, а может нам лучше жить порознь? Ведь может так получиться, что, живя с ней, я принесу ей больше зла, чем добра».&В
В осажденной крепости
«Быть врачом, делающим аборты, означает жить в постоянном страхе за собственную жизнь». Так назвала свою статью, посвященную «Планируемому родительству», уже упомянутая The&В Washington&В Post. Фанатики движения под общим названием «За жизнь» организовали против медиков, делающих аборты (операцию, узаконенную на всей территории США), настоящий террор. &В
Речь, в первую очередь, идет о психологическом давлении.&В Имена врачей, а порой их родных и близких размещаются на антиабортных сайтах. Там может и не содержаться прямых угроз, но те, кто туда попали, постоянно чувствуют, что за ними следят. Вокруг клиник «Планируемого родительства» нередко выстраиваются пикеты активистов антиабортного движения, а врачей, идущих на работу, осыпают проклятьями, называя их убийцами и «исчадьем ада». Активисты эти, не стесняясь, делают фотографии медиков, а также номеров их автомобилей.
Но психологическими атаками дело не ограничивается. За прошедшие два десятилетия 13 врачей были убиты или тяжело ранены активистами движения «За жизнь». Наиболее известный пример – врач Джордж Тиллер из Канзаса. В клинику, где он работал, подложили бомбу, а в 1993 году ему прострелили обе руки. Несмотря на это, Тиллер продолжил свою деятельность. В 2009 году он был убит в церкви, которую регулярно посещал.&В
Клиники, где производятся аборты, подвергаются нападениям, как правило, ночью. Результатами становятся разгромы и поджоги. Вот какие данные приводит американский «Фонд феминистского большинства»: почти 20% медучреждений по всей стране стали объектом серьезных актов насилия, включая действия против персонала, вторжение на территорию и организацию пикетов, блокирующих проход в клиники.&В Более половины подобных клиник подверглись тем или иным формам запугивания, а четверть из них подвергаются им каждый день. И лишь 12% учреждений, где производятся аборты, никогда не испытывали на себе гнев противников прерывания беременности.&В &В
Действия активистов движения «За жизнь» (те, кто считают, что женщина сама вправе решить - рожать ей или не рожать, называют себя «За выбор») затрагивают не только сотрудников клиник, но и тех женщин, которые обращаются к ним за соответствующим услугами.&В А таких немало – одна из трех американок за свою жизнь хоть однажды прервет свою беременность.&В
Но террор, якобы преследующий благородную цель спасти жизнь нерожденных младенцев, лишает других женщин возможности обратиться к врачу за получением помощи, которая совсем не обязательно связана с беременностью. Они просто боятся посещать те клиники, вокруг которых выстраиваются орды противников абортов, готовых линчевать любую пациентку, переступающую порог таких медучреждений.&В &В &В
Несколько вопросов
Первый и самый главный - как такое может происходить в Америке, стране, где существует культ свобод человека и где законы регулируют почти все стороны жизни общества, которое старается их выполнять? На этот вопрос трудно ответить, не зная одну психологическую особенность американской нации, а именно - склонности к мессианству. Неистовая вера в правильность собственных идеалов (а что, в принципе, плохого в борьбе «за жизнь»?), неизбежно приводит к их навязыванию, в том числе, и силовыми методами.&В &В &В &В
А строгое соблюдение буквы закона порой приводит к нарушению его духа. Активисты «За жизнь» (особенно когда выстраиваются в пикеты, осыпают ругательствами врачей и пациенток, пытаются оскорбить их физическими действиями) напоминают бочку с порохом. Но как с ними бороться, если они формально он всего лишь используют гарантированные им конституцией США права: право голоса вместе с правом собираться там, где они пожелают?&В &В &В
Свою лепту в насильственную борьбу с абортами в Америке невольно вносят и политики, в особенности консервативного толка. Президент «Национальной федерации абортов» Вики Сапорта (профессиональной ассоциации, объединяющей тех, кто предоставляет услуги по прерыванию беременности), считает, что расстрел в Колорадо-Спрингс был напрямую вызван анти-абортной риторикой, значительно активизировавшейся в США за последние несколько месяцев.&В
Это связано с начавшейся в Америке предвыборной кампанией. Республиканцы напоминают избирателям о своей верности «традиционным американским ценностям», включая неприятие искусственного прерывания беременности. Кандидаты от Республиканской партии на Белый дом, в том числе Дональд Трамп, Бен Карсон и Карли Фиорина хоть и осудили расстрел, тем не менее, не преминули подчеркнуть, что не одобряют «Планируемое родительство».&В
«В США разжигается огненный смерч ненависти, - считает Сапорта. - Те, кто это делают, знают о его последствиях, и, тем не менее, продолжаю лить масло в огонь. Не удивительно, что кто-то воспримет эту кампанию, как руководство к действию".&В &В Действительно, 57-летний социопат Роберт Льюис Дир, открывший огонь по посетителям и врачам клиники в Колорадо-Спрингс, заявил после ареста, что больше не желает, чтобы младенцев «разбирали на части».
В мировых СМИ Америку нередко критикуют за мессианство в области международной политики, порой приводящее к хаосу и росту насилия, как, например, на Ближнем Востоке. Но философия мессий, направленная на борьбу с какими-либо, пусть даже абсолютно законными явлениями внутри США, также может создавать проблемы, причем, не живущим за океаном людям, а самому американскому обществу.&В &В