На закрытие выставки мастера японской каллиграфии Рюсэки Моримото в галерее DaVinchi собралось более ста человек. На глазах у зрителей Моримото за несколько секунд создавал творения на антикварной рисовой бумаге, возраст которой насчитывает 400 лет.
Работы мастера были выставлены в галерее по цене от 2 тысяч до 13,5 тысячи долларов. Причем в Японии, как сказал корреспонденту "Дела" сам Рюсэки Моримото, цена на его работы гораздо выше. По словам PR-менеджера галереи Ирины Струтинской, за две недели открытия выставки купили три картины-иероглифа, остальные покупатели пока не решили, что именно им больше всего нравится. А четыре картины автор оставляет DaVinchi в подарок. Хотя, как признался Рюсэки Моримото, поступает он так нечасто. Как правило, свои работы он дарит музеям, где проходили его выставки. Так, его произведения экспонируют в Государственном музее Киргизии и в Музее современного искусства России.
"Танец мазка" с звуковыми эффектами
Это вторая выставка мастера японской каллиграфии в Киеве, рассказал президент японской ассоциации "Муза" Фуэ Катаяма. В прошлом году автор принимал участие в выставке "Современная японская каллиграфия", которая проходила в Национальном музее Украинского искусства.
Техника каллиграфии, в которой работатет Рюсэки Моримото называется "бокусэки", что означает "след туши". Большое влияние на нее оказала эстетика и практика дзэн-буддизма. На закрытии выставки Рюсэки Моримото провел мастер-класс, собравший около сотни любопытных. Каллиграф нарисовал на рисовой бумаге более 20 иероглифов - "Любовь", "Меч самурая перед боем", "Радость", "Белый журавль", "Танец", "Символ украинского счастья". Своими движениями мастер каллиграфии напоминал шамана. А некоторые иероглифы сенсей рисовал с особыми магическими криками, чем вызывал у зрителей восторг. Хотя на "бис" подобное не повторял.
Как оказалось, каллиграфическая письменность, зародившаяся в Древнем Китае, имеет свои особенности в японской культуре. Если в китайской каллиграфии главными критериями являются энергия и внутренняя сила кисти, то в японской каллиграфии - это внешняя сила кисти, мазок, жест, танец. Опытный мастер способен передать мимолетное настроение, зарифмовать четверостишие, причем картина-иероглиф создается в течение нескольких секунд.
Так, для выступления своих соотечественников - японских барабанщиков, концерт которых состоится в Киеве на Майдане и в Национальной опере 2 и 3 сентября - каллиограф нарисовал два иероглифа, обозначающие звук барабанов.
Личный представитель Рюсэки Моримото в Украине Богдан Пархоменко рассказал, что "новорожденные" "бокусэки" пока не продаются. Они будут храниться в киевском офисе мастера в специальном сейфе. Бумага, на которой рисовал мастер, специальная, антикварная. Ее возраст 400 лет и она сберегается при специальной температуре. Это одна из причин высокой цены на работы. Кроме того, для украшения рам используется позолота.