В пятницу в маленьком городке Перпиньян на юге Франции умер известный французский композитор, аранжировщик и дирижер Поль Мориа. Через четыре
месяца маэстро исполнилось бы 82 года.
Мориа писал и аранжировал композиции почти для всех звезд французской эстрады. Только для одного Шарля Азнавура он сделал аранжировки 120 композиций, в том числе и знаменитой песни "Мама". Работал он также с Мирей Матье, Далидой и многими другими, пишет NEWSru.com.
Поль Мориа родился в Марселе 4 марта 1925 года. Уже с детских лет он проявлял музыкальные способности и отец, всегда хотевший сам стать музыкантом, отдал сына в Марсельскую консерваторию, которую Поль успешно окончил по классу фортепьяно.
Уже в консерватории, изучая классическую музыку, Мориа увлекся джазом и в 17 лет (это было в 1942 году) он собрал свой первый оркестр, с которым изъездил всю страну.
В 1958 году он переехал в Париж, и здесь началась его карьера, сначала как аранжировщика, а потом и композитора, сочиняющего в перерывах мелодии для песен. В начале 60-х годов будущую звезду заметил Шарль Азнавур. С этого момента началась карьера великого инструменталиста: работая с известным шансонье, Мориа познакомился и с другими певцами. Он делал аранжировки и для Мирей Матье, и для Далиды, и для Петулы Кларк. Пластинка с его композицией, сочиненной для Мирей Матье - "Мое кредо" - была продана гигантским для франкоязычного мира тиражом в 1,3 млн экземпляров.
Самым большим личным успехом для Мориа стала мелодия "Chariot", написанная под псевдонимом Дель Рома (Del Roma) совместно с Франком Пурселем и Раймондом Лефевром, которая удостоилась гран-при на европейском фестивале "Евровидение" в 1962 году. А в 1963, получив английский текст и второе название "I will follow him", она завоевала США. С этого момента Мориа окончательно решил работать самостоятельно.
Свой знаменитый оркестр (Le grand orchestre de Paul Mauriat) Поль Мориа создал в 1965 году и одним из первых у него вышел альбом, посвященный России "Russie de toujours" (1965).
Всемирная слава пришла к Мориа в 1968 году, когда он великолепно аранжировал композицию Андре Поппа "Любовь - голубого цвета". Эта музыкальная пьеса побила все рекорды во французской музыке, оставаясь в течение семи недель на первом месте в хит-параде США.
В России музыку Поля Мориа всегда очень любили. В советские времена хотя бы одна его пластинка была в каждом доме. Маэстро приезжал в Москву два раза. Впервые он посетил Советский Союз в середине 60-х вместе с Мирей Матье. А в 1978 году приехал уже со своим собственным оркестром. Тогда успех был оглушительный. Семи запланированных концертов оказалось мало - каждый раз зал был полон, и оркестру даже пришлось выступить дополнительно. Концерт Поля Мориа воспринимался на государственном уровне - маэстро лично принимал сам Леонид Ильич Брежнев.
Еще многие помнят, что мелодия "Манчестер и Ливерпуль" в аранжировке Мориа много лет сопровождала сводку погоды после программы "Время", а "Жаворонок" у советских телезрителей накрепко связался с передачей "В мире животных".
Но настоящей любовью Поля Мориа была Япония, и свой первый авторский альбом "Love sounds journey" (1976) он посвятил именно этой стране. Он говорил, что японцы - самая романтичная нация, очень близкая ему по духу. Япония ответила мастеру взаимностью - в этой стране его музыка - такой же символ Франции, как лучшие марки вина, одежды, духов и бижутерии.
Последний концерт оркестра Поля Мориа с его участием прошел в его любимой "стране восходящего солнца" - в старинном городе Осаке в 1998 году. С тех пор коллектив выступал, расставшись со своим любимым дирижером. C 1998 года оркестром дирижирует Жиль Гамбю, один из ведущих музыкантов оркестра. Сам Мориа до недавнего времени принимал непосредственное участие в подготовке концертных программ, как и раньше.