Текучка кадров - основная проблема государственных цирков. Лучшие актеры уходят в частные структуры - там платят больше. Остаются энтузиасты, но именно они хранят традиции циркового искусства.
Андрей Шевченко как директор прекрасно понимал, что киевские гастроли должны как минимум окупить расходы на дорогу, декорации, костюмы, звуковые и световые эффекты. Отдельная статья расходов - зарплата коллективу в полсотни человек.
Андрей Шевченко, художественный руководитель Московского цирка на воде: "Это бизнес, причем серьезный бизнес. Не вкладывая денег, невозможно добиться результатов полных залов, аншлагов и хороших сборов".
У другого Шевченко - гендиректора Украинского национального цирка - иная забота. В новой должности знаменитый дрессировщик тигров меньше месяца. С тех пор, как умер бывший директор Борис Заяц. Столько разных проблем навалилось.
Владимир Шевченко, генеральный директор национального цирка: "Все оборудование - 1905 года рождения, оно как - построили цирк, никто ничего не менял - был ремонт в 84 году - у нас нету ни света, у нас нету ни звука, - это все нужно делать, это все стоит денег".
Жена говорит - муж стал больше курить и на работе пропадает сутками.
Людмила Шевченко, укротительница тигров: "Когда Володя стал директором цирка, я потеряла мужа. Директор как завхоз, он должен заниматься этим зданием, кроме худчасти, на нем лежит эта вся бытовщина".
По словам Владимира, того, что выделяет государство - еле-еле хватает на зарплаты актерам. В остальном - выживайте сами. Но национальный цирк без помощи государства выжить не может.
Владимир Шевченко, генеральный директор национального цирка: "Обалденные налоги - на воду, на землю, на тепло, на все, сейчас же цена повысилась на энергоносители".
У гастролера из России Андрея - другая философия.
Андрей Шевченко, художественный руководитель Московского цирка на воде: "Мы просто нашли способы зарабатывать деньги, не работать просто, а еще и деньги зарабатывать, сейчас обрезано финансирование настолько бюджетное - кто не может выжить - тот не выживет".
В отличие от передвижных цирков, руководство которых строит фантастические планы на будущее, государственные стационарные цирки живут в основном воспоминаниями о прошлом.
Людмила Шевченко, укротительница тигров: "Когда государство вкладывает деньги в искусство - эта планка очень повышается. Советский цирк был самый лучший цирк в мире".
Владимир Шевченко, генеральный директор национального цирка: "У меня жалко, фотографии нет, мы как-то стояли летом с другом, возле вестибюля - август месяц - плакат висит - и там написано - до 26 января все билеты проданы".
За кулисами цирка идет творческий спор. В борьбе за зрителя у каждого свои приемы.
Но как бы ни расходились мнения руководителей коллективов из двух разных стран, пусть и с одинаковой фамилией, - и те, и другие, - убеждены, что цирк - настоящее искусство.