Про феномен Петра Налича, ставшего популярным на YouTube в 2007 году без всякого продюсирования, за последний год написали уже все издания, почитающие себя хоть мало-мальски мейнстримными. Даже Vogue и Cosmopolitan написали.
Но только на днях Налич выпустил первый альбом «Радость простых мелодий» и впервые в России распространяет его за добровольные платежи. Всё не как у людей.
Налич делает что-то среднее между шансоном, цыганскими и казацкими балладами, домашней самодеятельностью и вокальным экзаменом в консерватории. Кажется, где-то рядом в этом ряду и оркестр многоуважаемого Эмира Кустурицы, и Gogol Bordello, и «Паперный ТАМ». Но у Налича по-другому. Интеллигентнее, искреннее. И свежее, что ли. Может, поэтому он так всем нужен.
Со своим первым альбомом «Радость простых мелодий» МКПН (Музыкальный коллектив Петра Налича) поступил так же, как британцы Radiohead и американцы Nine Inch Nails, — выложил альбом на сайт и дал слушателям возможность скачать песни бесплатно. Или заплатить столько, сколько они считают нужным: внизу страницы висит трогательная круглая кнопка «Дать денег».
— Петр, добровольно заплатить за ваш альбом можно через интернет.
— Мы решили альбом продавать по западной системе Pay What You Will, чтобы каждый желающий мог скачать альбом, а если захочет — что-то заплатить за него.
Мы очень ценим наших слушателей и всегда будем для них выкладывать все наши песни на сайте бесплатно. Мы никак не собираемся бороться с пиратами, но, возможно, система Pay What You Will отчасти решит эту проблему.
Так вот, когда придумали альбом таким образом распространять, мы пришли с этим предложением в «Яндекс», потому что в России это, наверное, самая популярная система перевода виртуальных денег.
«Яндекс» согласился. Никакой финансовой прибыли они не получают. Всё, что наши слушатели хотят заплатить за альбом, приходит непосредственно к нам. Для «Яндекса» это первая в своем роде история. Им она интересна как идея.
Канал «2х2» нам ничего не платил, само собой, — рассказывает продюсер MDVision Юра. — Мы познакомились уже после того, как сделали обращение. В старушечьей манере и захлебываясь слюной, мы благодарили Россвязьохранкультуру за то, что закрыли эти позорные мультики на канале «Два ха два». На «2х2» нас не приглашали, они же только закупают мультфильмы, наше шоу им не подходит. Но мы теперь дружим.
Читать дальше— Сколько денег вам уже перевели с момента выхода альбома? — Отчет о полученных средствах мы планируем опубликовать через месяц.
— Как «Яндекс» вас продвигал?
— Никаких специальных акций не было. За день до выхода альбома на «морде» висел тизер — его обложка. 9 декабря была пресс-конференция в «Гостиной Яндекса». На странице сервиса «Яндекс.Деньги» висит ссылка на наш блок http://peternalitch.ya.ru/, в котором можно скачать альбом, почитать о нас или что-то нам написать в форуме и гостевой.
— А где на самом деле собираются в Сети ваши фаны?
— У нас на сайте есть сообщество peternalitch в LiveJournal. Есть страничка «Петр Налич» на MySpace, тот же аккаунт hanurpriehal на youtube.com, Peter Nalitch на last.fm. А вот пользователь Петр Налич на сайте «Одноклассники» — поддельный, ему верить не стоит.
Нам вообще много пишут, мы всем стараемся отвечать. Если людям нравится моя музыка, мне кажется, они мне становятся близкими и знакомыми. И я с удовольствием с ними общаюсь.
— В вашем альбоме 15 треков. Второй, конечно, «Gitar». Исполнен он в первоначальном виде, хотя на концертах и в записях можно услышать разные перепевки. Решили не трогать хит?
— С этой песней была интересная история. Еще в марте, когда мы начинали работать над альбомом с Олегом Нестеровым (лидер группы «Мегаполис», продюсировавший «Машу и Медведей» и др. — «Часкор»).
И мы не очень правильно поставили задачу — решили переписать песню «Гитар». Это песня, которая уже обрела свою собственную жизнь и стала как бы отдельной вещью, и переписывать ее было (даже если бы мы записали ее очень хорошо) дело, в общем-то, неблагодарное.
И поэтому, несмотря на весь опыт, талант и чутье Олега, у нас получилась вещь, которая была немножко другой, очень интересной и симпатичной, развитой музыкально, но это была не песня «Гитар», это была какая-то вариация.
Так что она у нас есть, мы иногда ее с удовольствием слушаем, и это будет интересно тем, кто любит песню «Гитар» и хочет послушать ее варианты. А на альбоме мы оставили оригинал.
— Gala Records является вашим дистрибьютором-партнером. Сколько стоит ваш альбом и где его можно купить?
— Хочу уточнить, что альбом мы записывали самостоятельно. Мы специально для этого сделали наш рекорд-лейбл ООО «Никогда». Gala Records его только растиражировала и распространила. Купить можно в магазинах «Республика», «Союз», в «Хитзоне» и других. Стоит, кажется, 300 рублей.
— Они же делают видео вашего концерта в «Б1» на DVD?
— Да, в «Б1» проходил наш большой концерт в поддержку альбома «Радость простых мелодий». Там много снимали с разных камер, сейчас мы плотно занимаемся отбором материала, отслушиваем, отсматриваем.
Кроме съемок с концерта, в фильме будут интервью, что-то «за занавесом». Когда DVD выйдет, сказать пока трудно. Работы много еще.
— В Сети уже сейчас висит много ваших песен, значительно больше, чем на диске. Фанаты делают записи с живых выступлений и на радио, выкладывают их в Сеть. У меня лично около 30 песен собрано. Когда ждать следующие пластинки и что там будет?
— Когда мы начинали записывать первый альбом, ансамбль был еще очень сырой, мы тогда просто действительно плохо играли. Я не могу сказать, что сейчас мы играем волшебно, но значительно лучше.
Мы надеемся, что со временем будем играть лучше и качественнее. Какие-то композиции для следующего альбома, которые уже есть сейчас, возможно, будут переработаны и исполнены.
Есть много замыслов и черновиков песен, которые еще никто не видел. Мы надеемся приступить к работе над вторым альбомом в феврале-марте. Ну а там как пойдет. Если это будет востребовано.
— Как вы собираетесь продавать свой следующий альбом?
— Надеюсь, мы не сойдем с ума (смеется. — Авт.) и будем делать его по такой же схеме. В любом случае все наши песни будут всегда бесплатно доступны в формате MP3 на нашем сайте.
В 2006 году журнал Time назвал онлайновый видеосервис YouTube «изобретением года». Всемирный видеохостинг встал между PSP, победителем 2005-го, и iPhone, лидером рейтинга журнала в 2007-м.
Но игру можно пройти, телефон сменить на более новый, а YouTube останется с нами: честный web 2.0, территория не для продюсеров, на которой звезды никогда не будут «фабричными».
Читать дальше— Вы прославились благодаря YouTube. Другие видеохостинги не пытались переманить? YouTube сотрудничество по западному примеру с процентами от рекламы не предлагал?
— Нет, переманить не пытались. На smotri.com транслировали вживую наш концерт в «Б1». Но это была их инициатива, там лежат какие-то песни.
А всё новое мы по-прежнему выкладываем на YouTube и к нам на сайт. Когда открывали русский сегмент YouTube, меня пригласили записать обращение к пользователям по этому поводу. Но больше никак мы не сотрудничали.
— Вы говорили, что из-за кризиса концертов и корпоративов стало меньше. С выходом альбома что-то изменилось? На Новый год играете?
— В ноябре было небольшое затишье. В декабре больше приглашений, но не думаю, что это связано с альбомом. Заявки на декабрь приходили еще в октябре-ноябре. Новый год я всегда встречаю дома, с семьей и друзьями.
— Расскажите, как собирался коллектив?
— Достаточно интересно, потому что первый наш состав, которым мы год назад играли наш первый общественный концерт, был немножко другой.
Из тех, кто сейчас есть, были только Сережа Соколов и Костя Швецов — все мои друзья (Сережа со школы, Костя с института), с которыми мы давно играем, сочиняем вместе музыку.
А потом у нас в группе стали происходить изменения, естественно, на первых порах получалось плохо играть, был такой «пионерский коллектив»: вчера собрались — сегодня уже нужно было играть.
Играли мы достаточно плохо, но искренне, старались как могли. Потом познакомились с Данилой Ленцем. Один из наших двух продюсеров, Леша Казаков, привел его в качестве перкуссиониста, но Ленц оказался очень хорошим барабанщиком и стал играть у нас на барабанах.
Уже потом, значительно позже, в мае-апреле, к нам пришел Юра Костенко, ему Ленц рассказал про нас (они вдвоем играют у Алексея Паперного в ансамбле). Юра играл на саксофоне, а потом стал нашим саундпродюсером. Он просто попробовал, и у него это очень здорово получилось.
Также в мае к нам пришел басист Саша Байдаков, с которым мы тоже на данный момент играем. Вообще команда людей, которая у нас сейчас собралась, очень хорошая.