Решила я накануне перелистать свои колонки за последний месяц — и призадумалась. Складывается стойкое ощущение, что моя рубрика из подборки светских сплетен в медийной среде превращается в периодическое издание «Вестник безработицы и методы борьбы с оной». А это мало того, что не соответствует модной теории позитивного мышления, так еще и читателям рано или поздно поднадоест. Поэтому отвлекусь, пожалуй, ненадолго от антикризисной темы и расскажу вам о тех, кто работу пока не потерял.
Бездельничаю я тут как-то дома, кликаю от скуки пультом по телеканалам и вдруг слышу странную фразу из анонса программы «Суперстар 2008»: «Главная премьера России только на НТВ!» А на экране при этом поет Максим Галкин.
Всё смешалось в моей голове моментально. Я же отчетливо помню, что и нескольких месяцев не прошло, как Галкин с шумом и помпой уходил с Первого канала, на котором проработал без малого восемь лет, на второй, то есть на «Россию». Неужели, за это время его успела перекупить четвертая кнопка — НТВ? А ведь на «России» для новобранца не поскупились не только на звездный гонорар (точную сумму, кроме самого Галкина, не знает, по-моему, никто, но слухи ходят более чем впечатляющие), но и на час эфира, во время которого артист отвечал на вопросы зрителей — и вовсю пиарился совершенно бесплатно. Случай беспрецедентный, если не считать путинских прямых линий с народом, но они жанр, известно, особый.
В общем, было бы странно, если б НТВ в разгар кризиса (ох, не удержалась-таки, вспомнила, будь он неладен), когда все экономят на всём, вдруг неожиданно расщедрилось, а сам Галкин не по-джентльменски презрел недавно заключенные договоренности с «Россией».
Не переключая канала, тут же звоню своим друзьям на НТВ, а они смеются в трубку. Расслабься, говорят, Маша, не ты одна повелась — на то и расчет был. Галкин, говорят, и сам не знает, что к нам переходит. То есть и не переходит он никуда вовсе. Просто в рамках программы «Суперстар» недавно отсняли звездный бенефис Жанны Агузаровой, где один из своих давних шлягеров — «Мне хорошо рядом с тобой» — космическая прима спела дуэтом с Галкиным. В эфир передача пока не вышла, но эстрадный номер уже смонтировали — он-то и лег в основу провокационного ролика. А текст к нему постарались сочинить такой, чтобы, с одной стороны, у зрителя сложилось стойкое ощущение перехода суперзвезды (а Галкин сегодня входит в пятерку самых дорогих телеперсон) в лагерь противника, а с другой стороны, чтобы придраться было абсолютно не к чему.
«Зачем такие хлопоты и кому все это нужно?» — спросите вы. Вот и я спросила. И мне ответили. Эпатирующий анонс, как бы намекающий на переход Галкина к конкурентам, — не что иное, как мелкая месть этих самых конкурентов коллегам с «России». Те недавно пригласили на свое шоу «Звездный лед» (которое как раз и ведет Галкин) Лолиту. Ведущая энтэвэшного «Суперстар» стала guest star — спела свой хит про «Ориентацию север», а затем вышла на каток в сапогах на шпильках и как могла изобразила что-то похожее на элементы фигурного катания. В анонсах же второго канала эти несколько минут зрителям преподнесли так, что их запросто можно было принять за очередной карьерный кульбит экстравагантной ведущей.
И новость эта не слишком бы удивила — от Лолиты и не такого можно ожидать. Уйдя с возглавляемого Константином Эрнстом канала, где певица вела ток-шоу «Без комплексов», она без комплексов же снялась практически обнаженной в межпрограммном ролике НТВ. Без стеснения и лишних церемоний в многочисленных интервью прошлась по заведенным на «Первом» порядкам. И более того — стала первой из звезд, кто не постеснялся публично озвучить свой гонорар. (А делать этого в телевизионной тусовке не принято по двум причинам — чтобы не разочаровывать тех, кто думает, что ты стоишь куда больше, чем тебе платят на самом деле, и дабы не разжигать зависть в коллегах, чей труд оплачивается хуже.)
Лолита на всю страну призналась, что поначалу за «Без комплексов» ей платили символические 480 долларов, а впоследствии зарплату подняли до 10 тысяч.
Эффектный обмен шпильками двух федеральных каналов выглядит особенно любопытным на фоне недавнего громкого скандала с трудоустройством еще одной топовой телеведущей. Анастасия Заворотнюк в прошлом сезоне вела на «России» шоу «Танцы на льду» и продолжала бы это занятие, если б ее не позвали в «Ледниковый период» на «Первом».
Польстившись на гонорары и рейтинг (по данным Gallup Media, у «Периода» он колебался от 23,8 до 34,3%, в то время как у «Танцев» был от 21,4 до 26,4%), теледива в одностороннем порядке расторгла уже заключенный контракт с «Россией». Канал недолго думая подал в суд и потребовал признать переход незаконным и взыскать с «прекрасной няни» (в судебных бумагах, к слову, она проходила под паспортной фамилией Стрюкова) 17 млн рублей неустойки и 500 тысяч штрафа. Суд, впрочем, иск отклонил — и Заворотнюк не только ведет телелед, но и, к радости телезрителей, сыграла на нем свою свадьбу — третью по счету.
Нынешняя пикировка «России» и НТВ до судебной тяжбы дойдет едва ли. Конкуренты просто показывают друг другу зубы, напоминая о том, что расслабляться не следует, и о том, что прикормленную звезду в любой момент могут увести из-под носа.
Неясным остается только одно — почему бы каналам не раскручивать новые лица вместо того, чтобы бесконечно перекупать друг у друга штатный набор персонажей? Ведь по идее звезда телеэкрана — это сложившийся медийный образ, целая, если хотите, концепция. Представьте себе, например, Ларри Кинга, ушедшего с CNN за длинным долларом, или Опру Уинфри, кочующую из одного проекта в другой. Представили? Я вот тоже не смогла. А те, кого запросто получается тасовать как колоду карт, выходит, и не звезды вовсе, а в лучшем случае статисты, которые необоснованно взвинчивают цены на свои услуги.
Каналы же, переманивая друг у друга десяток одних и тех же персонажей, только набивают им цену. До поры до времени эта схема работает. Но наступающий кризис вполне может расставить всё по своим местам. Среди уволенных журналистов и оставшихся без работы актеров наверняка найдется немало способных, телегеничных и при этом куда менее алчных телевизионщиков, чем их зазвездившиеся собратья. И куда практичнее будет за те же деньги вместо одной капризной ведущей, способной поставить под угрозу целый проект, нанять десяток более адекватных, сговорчивых и готовых работать посменно.
А нескольких скандалов или псевдоскандалов, устроенных своими же силами, окажется достаточно для того, чтобы новую гвардию телезвезд зритель запомнил в лицо. Если к тому времени кто-то еще останется у телевизионных экранов.