17 января мне прислал e-mail Барак. Мой новый друг интересовался, чем я собираюсь заняться в ближайшее время, и, видимо, предположив, что делать мне особо нечего, предложил... вступить в Национальный демократический комитет, который занимается главным образом тем, что привлекает в политический процесс новых — доселе аполитичных — людей. В общем, делать то, что делал и сам Барак, когда в 1992 году возглавлял чикагский Project Vote (проект «Голосуй»), чтобы привлечь к участию в выборах афроамериканское население. Называется эта общественная практика просто — community organizing, то бишь «организация сообщества». Спустя 18 лет Барак предложил мне заняться этой работой, а сам стал президентом США.
Я, кстати, не афроамериканец, да и не американец вовсе. Живу в среднем поволжском городе, из местных начальников знаю по фамилии только мэра (во время недавней предвыборной кампании все рекламные щиты города заклеили его, будущего мэра, отчего-то счастливым лицом). В общественных работах на благо local community никогда замечен не был в силу их полного отсутствия.
Как же я познакомился с Бараком Обамой? Да просто взял и зафрендил. Вы же сами знаете, как это происходит: посмотрел графу «Интересы» (интересы совпали — я, как и Барак, люблю группу The Fugees и фильмы «Пролетая над гнездом кукушки» и «Касабланка»), потом посмотрел фотоальбомы — фото отличные, с семьей, на работе, из разряда, что все выкладывают. Это на Facebook.
На YouTube у Барака есть свой канал. Я его сразу добавил в плейлист: хорошие ролики, а главное — короткие и понятные. «Грядут перемены», — сказал мне Барак. В Twitter я всегда могу быстро посмотреть, чем занят Барак в данную минуту. К примеру, во время предвыборной гонки это было очень удобно: «В Джэксонвилле, Флорида. Гонка «Перемены, которые нам нужны» продолжается». И ссылка на видео с последнего выступления на публике. С Digg та же история, только там всё замешано на новостях, которые мне рекомендует прочесть Барак. MySpace и LinkedIn я не жалую, но не удержался — зафрендил. А вот на Flickr Обаму добавил с удовольствием — там можно посмотреть как профессиональные фотографии, так и те, что сделали любители. Можно посмотреть фото тех, кто за Обаму голосует. То есть на тех, которые думают так же, как и я.
В итоге (по ссылкам из его профайлов) я зашел на официальный сайт Барака — там тот же контент, что и в социальных сетях, но возможностей больше. Можно организовать сообщество. Можно найти соседей, которые также поддерживают Барака, и устроить событие в поддержку Обамы. Можно скопировать код для своего сайта или блога, чтобы вставить баннер в поддержку Обамы. Или просто скачать обои на рабочий стол. Не говоря уже о покупке сувенирной продукции, пожертвовании и проч.
Такой вот у меня виртуальный друг Барак Обама. Как и у еще сотни миллионов людей в реальном пространстве и десятков миллионов в виртуальном. Но разве разделение на виртуальное и реальное еще актуально? Главное — мы говорим на одном языке.
И это мне в Обаме нравится. Он честно признался, что в университете курил траву и выпивал. Ошибки молодости, ну разве мало тех, у кого в студенческие годы были схожие ошибки? И тех, кто это ошибками не считает? Мне нравится, что Обама перед приездом в Великобританию в самолет взял диски Radiohead, The Smiths и Gorillaz.
Барак Обама запросто рассказывает репортерам о том, как поспорил о политике с рэпером Jay-Z, который за свою карьеру продал почти 13,5 млн дисков. Кстати, известных рэперов, которые агитируют за Обаму, множество. Will.I.am, экс-лидер группы Black Eyed Peas, записал песню «Yes We Can», в которой на попсовый манер выразил главное сообщение Обамы: «Да, мы можем». Активно агитировал за Обаму и Джон Ледженд, обладатель пяти «Грэмми», выступивший в поддержку Обамы на главном шоу Америки — шоу Ларри Кинга.
А теперь прикинем: а были ли в этом контексте шансы у противника Обамы — Джона Маккейна? У человека, который признался, что слушает шведскую группу ABBA? И это в стране, чья музыкальная культура (от Армстронга до уже упоминавшихся Ледженда и Jay-Z) во многом развивалась за счет идей афроамериканцев. Что может сказать ABBA поколению, которое росло на других ритмах?
С легкой подачи Обамы и при поддержке главных медиабаронов Америки в политический процесс включилась многочисленная, но до этого момента пассивная часть населения — те, кто слушают хип-хоп. И это стало просто и доступно: достаточно просто скачать трек любимого артиста — и ты уже за Обаму. Учитывая рост продаж цифровой музыки в США в 2008 году на 28,8% (в 2006-м — 46,5%, в 2007-м — 56%), этот метод работы с избирателем не столько современный, сколько эффективный. Клип на уже упоминавшийся сингл «Yes We Can» только на YouTube посмотрели 1 537 676 человек.
Отмотайте на 10—15 лет назад и подумайте: а было ли это возможно тогда? Ответ вы знаете. Но перемены уже настали. Ждать не нужно. В глобальной деревне появился лидер иного масштаба, который наглядно показал, на что способны люди, которые владеют современными медиасредствами и техниками организации и работы в сетевых сообществах. А зафрендят они тебя или нет, зависит только от тебя, — тут важно, чтобы интересы в профайле совпали. Бараку Обаме это удалось.