Результаты первого полуфинала конкурса «Евровидение-2009» оказались неожиданными — такой предсказуемости в отборе финалистов не было в истории конкурса давно. Похоже, начинает действовать инъекция разума, получаемая от национальных профессиональных жюри, введенных с этого года.
Еще недавно казалось, что «Евровидение» в кризисе. Конкурс для домохозяек стал ареной уязвленных самолюбий карликовых стран Восточной Европы. Однако именно с московского «Евровидения» правила конкурса изменены решительно. Появилась надежда на радикальное обновление культового конкурса.
Читать дальшеЗа всё тебя благодарю На этапе полуфиналов профессиональные жюри выбирают всего одного финалиста, остальные девять определяются результатами телефонного голосования.
Но и этого одного вполне достаточно, чтобы избежать парадоксальных провалов явно одаренных или неформатных артистов. Достаточно вспомнить 15-е место Аллы Пугачевой — по нынешним правилам она бы даже не прошла в финал.
Судя по всему, благодарить новые правила должна исландка Yohanna. В опросе журналистов, приехавших на конкурс со всего мира, именно она заняла первое место в этом полуфинале.
Однако телезрители не сочли нужным отправлять ее в финал, и лишь участие профессионального жюри дало ей такую возможность. А ведь что такое ее номер Is It True?
Безыскусная наивная песня, крупная романтичная девушка, дельфины под луной на видеоэкранах, виолончелист на стуле — всё просто и узнаваемо для среднего европейца. Многие могут узнать себя. Но страшно далеко от романтики обычного россиянина или, скажем, азербайджанца. Шика-блеска им подавай, да и только.
Выделиться или не быть?
Почти все остальные артисты, вышедшие в финал, были в него «записаны» заранее. Разве что армянский этнографический дуэт Инги и Ануш вызывал некоторые сомнения.
Но в финале он всё равно выглядит пока аутсайдером. Остальные — Турция, Швеция, Израиль, Португалия, Мальта, Финляндия, Босния и Герцеговина и Румыния — с легкостью преодолели первый барьер.
Провалом завершилось путешествие на «Евровидение» популярного белорусского певца Петра Елфимова. Разногласия в белорусской делегации бурлили страстно, но дело даже не в постановке номера.
В Москве стартовал конкурс «Евровидение». Российские блогеры обсуждают детали торжественного открытия и прогнозируют дальнейшее развитие событий.
Читать дальшеЕлфимов пел незапоминающуюся песню, и даже после массы вечеринок в «Евродоме» (а он пел едва ли не на каждой, вызывая иронические улыбки в зале) вспомнить ее мелодию невозможно.
Главное правило «Евровидения» — выделиться. Почти все финалисты с этим справились. Фаворит конкурса турчанка Hadise сразу по приезде в Москву призналась, что яркий восточный диско-хит Dum Tek Tek уже перевернул всю ее жизнь.
Она стала желанным гостем на многих европейских фестивалях и настоящей звездой у себя в Турции. Шведская оперная дива Malena Ernman явно перенервничала перед выступлением, никого не хотела видеть и на сцене едва не сорвалась с регистра. Однако ее фишка — оперный вокал — сработала и запомнилась.
Израильская политическая песня There Must Be Another Way в битловском духе оказалась единственным подобным манифестом среди 42 участников, да и скупая постановка номера с держанием Ноа и Миры рук друг у друга (почти как «Тату») выигрышно выглядит.
Другой минимализм продемонстрировала Кьяра (Мальта), уже в третий раз приезжающая на этот конкурс. Ее глубокое шикарное сопрано не нуждается в расцветке, решила Кьяра, осталась на сцене одна — и этим выиграла.
Босния и Герцеговина, как и Турция, в числе фаворитов конкурса. Сараевская группа Regina записала цепкую песню, но на полуфинале не всё получилось чисто пропеть.
Надо сказать, что на репетициях Regina была куда убедительнее. Так что им еще есть куда расти. А вот Португалия, Финляндия и Румыния попали в финал авансом, их выступления кажутся чересчур сыроватыми, если не сказать самодеятельными.
Главный неудачник полуфинала — цыгане из Чехии Gipsy.cz. Они могли и должны были оказаться в финале, но слишком перемудрили с плясками, напортачили с вокалом и оказались явно непонятыми.
Старые сказки на новый лад
Первый полуфинал показал, что телевизионная картинка из «Олимпийского» соответствует самым высоким мировым стандартам. Смена декораций и переподключение коллективов за 7—10 секунд выглядят фантастично для всех, кто когда-либо бывал на фестивалях с живым звуком.
«Нам хотелось сделать первый полуфинал сказочным, — говорит «Частному корреспонденту» руководитель музыкального вещания Первого канала Юрий Аксюта. — Отсюда аллюзии на русские народные сказки, но на современном техническом уровне».
Действительно, церемония началась с летающей под сводами стадиона Жар-птицы, а завершилась всеобщим братанием солдат, цыган, казаков и группы «Тату».
Порой это выглядело самоиронией по поводу клише иностранцев про медведей, гуляющих по Красной площади. Впрочем, как удалось узнать, планируются еще и настоящие медведи на сцене, и летающий по небу Дима Билан. Так что не столько самоирония, сколько ироническая реконструкция мифов на новый лад.
Второй полуфинал по составу участников гораздо сильнее первого, так что потешные на вид бои суперзвезд из одних стран с начинающим молодняком из других могут превратиться в еще более занятное зрелище.
А в финале к ним присоединятся Патрисия Каас, Эндрю Ллойд Уэббер и, собственно говоря, наша темная лошадка Настя Приходько.