Москва, Май 13 (Новый Регион, Алексей Усов) – Сегодня «революционной» для фестиваля картиной – анимационной, в «полном 3D» – откроется 62-й Каннский международный кинофестиваль. Российские критики оказались полярны и непримиримы в своих прогнозах о будущем кинофоруме на Лазурном берегу: одни предвкушают 49 мировых премьер от легендарных Алена Рене, Квентина Тарантино, Ларса фон Триера и прочих, другие морщатся, называя состав участников «кислым», программу – «перепевом прошлых сюжетов», а сам фестиваль – «мелкобуржуазной срамотой, едва прикрытой «красным генералитетом» – радикальными авторами, наподобие Михаэля Ханеке.
Уже как минимум полгода курсируют слухи о том, что Канн в этом году соберет сливки сливок мирового кинематографа. Список режиссеров, чьи фильмы включены в главный конкурс, подтверждают эти прогнозы,– это Педро Альмодовар («Разорванные объятия»), Михаэль Ханеке («Белая лента»), Джейн Кэмпион («Яркая звезда»), Жак Одийяр («Пророк»), Энг Ли («Рождение Вудстока»), Цай Минь-Лян («Лицо»), а также ветераны Ален Рене («Сорняки»), Марко Беллоккио («Побеждать) и Кен Лоуч («В поисках Эрика»). Плюс несколько киноавторов, доказавших любовь и вкус к эпатажу: автор «Необратимости» француз Гаспар Ноэ («Войти в пустоту»), филиппинец Брийянте Мендоза («Kinatay») и кореец Пак Чхан Ук («Жажда»). С особым интересом ожидаются фильмы двух каннских кумиров 1990-х годов – Ларса фон Триера («Антихрист») и Квентина Тарантино («Бесславные ублюдки»). Судя по ажиотажу, который их сопровождает, это будут либо грандиозные триумфы, либо не менее грандиозные провалы, – обещает кинокритик, автор нескольких книг и постоянный член жюри российских и зарубежных кинофестивалей, Андрей Плахов на страницах «Коммерсанта».
Скандалы возникли уже на стадии отбора: комиссия отклонила новые фильмы Джима Джармуша и Фрэнсиса Форда Копполы. Последнему предложили участвовать в фестивале вне конкурса, это вызвало гнев мэтра, и он отдал свою картину «Тетро» на открытие независимой параллельной программы «Двухнедельник режиссеров». Другие культовые мастера кино не были столь принципиальны. Вне конкурса будут представлены обросший легендами «Имаджинарий доктора Парнаса» Терри Гиллиама, «Агора» Алехандро Аменабара и – в качестве спецпоказа – «Игла в сердце» Мишеля Гондри. А Сэм Рейми («Утащи меня в ад») и Марина де Ван («Не возвращайся») не погнушались даже полуночными показами, которые иногда проходят в Канне при полупустых залах, поскольку после насыщенной дневной программы и парочки вечерних приемов народ к полуночи просто валится с ног.
Количество звезд, которые посетят в эти дни Лазурный Берег, трудно подсчитать даже приблизительно, поскольку одни приедут для промоушена своих фильмов, другие – бороться со СПИДом на благотворительном вечере, третьи – просто так. Но есть и такие, кто будет работать в поте лица, заседая в фестивальных жюри. Основное возглавит француженка Изабель Юппер, а ассистировать ей будут итальянка Азиа Ардженто и американка Робин Райт Пенн. В жюри короткого метра встретятся португалка Леонор Сильвейра и китаянка Чжан Цзыи, рассказывает Андрей Плахов.
Со сдержанным оптимизмом Плахова контрастирует похоронный тон статьи в «Российской газете» Валерия Кичина, который утверждает, что «на горизонте не видно новых гениев». Со «старыми гениями» – тоже не церемонятся: тот же «Антихрист» Триера с Шарлоттой Гинсбург и Уиллемом Дефо заранее объявляется «аляповатым коммерческим хоррором». Что вполне ожидаемо – учитывая удивительную консервативность издания, ранее всерьез заявлявшего на своих страницах, что фильмы Энди Уорхола «являются инструментом зомбирования». «В предуведомлении к нынешнему фестивалю его дирекция констатирует особенность момента: старая эпоха традиционного кино уже закончилась, эпоха новая еще не началась. На горизонте не видно новых гениев. Все, что предлагает мировой кинематограф, – это либо перепевы прошлых сюжетов и приемов, или частные прорывы то на том, то на другом фланге, которые никак не влияют на общий ход киноискусства и новых горизонтов не открывают. Некоторые надежды возбуждает новая технологическая революция с активным распространением ручных цифровых видеокамер, но пока ее вклад в кино скорее формален, чем содержателен», – пишет Валерий Кичин.
Коллега Кичина, Вадим Зельбин на портале Film.ru более красноречив, чем убедителен в своей критике еще не виданных картин и стратегий Канн-09. «Добрая половина конкурсного списка ощущения «доброго задела на будущее» не вызывает точно: это давно и хорошо знакомая номенклатура мирового кино, устоявшаяся еще во второй половине 90-х, к исходу нулевых порядком намозолившая всем глаза и проходящая уже больше по ведомству дипломатического протокола. Здесь образовались отдельные группы и подсписки», – пишет автор портала. В списках значатся: в категории «свадебных генералов» – Ален Рене и Марко Беллоккьо. Тарантино, Триеру и Альмодовару критик отвел роль «лампасов, почивающих на лаврах»: «Эти свое отвоевали и каких-то кавалерийских наскоков ждать с этого фланга не приходится», – пишет герой, на чьей совести навечно останутся лампасы, оказавшиеся на голове и прочие чудовищные метафоры.
В раздел «Красного генералитета», которым консервативный Каннский фестиваль «традиционно прикрывает свою мелкобуржуазную срамоту», попали «жестокий австрийский ницшеанец Михаэль Ханеке и герой рабочего класса английский соцреалист Кен Лоуч. Первый («Белая лента») упражняется в микросоциологии фашизма на материале одной немецкой деревенской школы в 1913 году. Второй снял фильм о футбольных фанатиках, страдающих кризисом среднего возраста – естественно – в Манчестере, естественно – с Эриком Кантоной».
«Собственно, «задел на будущее» нужно искать скорее во второй половине конкурсного списка, состоящий из новобранцев, фаворитов и тайных гениев, которые рано или поздно должны переползти в президиум. Однако реальных конкурентов, могущих произвести в ближайшие десять лет ротацию каннской номенклатуры, здесь тоже не видать. Есть «новые сердитые», но Жак Одиар со злободневным «Пророком» о тюремной карьере одного арабского разбойника – уж слишком прилежен и предсказуем, а Гаспара Ноэ («Вход в пустоту») держат в курортных Каннах как местного лицензированного сумасшедшего, чтобы было что обсуждать обкурившимся на пляже киноманам».
Русское, по старой доброй традиции, в этом году опять равно нулю. Лишь в программе «Особый взгляд» участвует «Сказка про темноту» Николая Хомерики, который, если будет себя хорошо вести, имеет все шансы перейти в «любимчики», и «Царь» Павла Лунгина, которому до генеральских орденов и ленточек нет уже никакого дела, резюмирует автор.