Росатом включился в борьбу за участие в масштабном проекте строительства АЭС в Великобритании, который оценивается в 15 млрд фунтов. Это первый случай, когда российский концерн пытается выйти на конкурентный рынок Западной Европы. Эксперты оценили, есть у госкорпорации на это хоть малейшие шансы. Росатом рассматривает возможность строительства в Великобритании новейших АЭС и даже нанял аудиторскую компанию KPMG для оценки потенциала проекта, сообщает
РИА Новости со ссылкой на лондонскую газету
The Times.
О планах Росатома стало известно в пятницу сразу после того, как накануне немецкие компании E.On и RWE решили выйти из проекта на 15 млрд фунтов (23,78 млрд долларов) по строительству новых атомных электростанций в Великобритании. Такой отказ поставил под сомнение планы королевства обзавестись 8 новейшими АЭС к 2025 году, передает
Reuters.
E.On и RWE решили продать свое совместное предприятие Horizon Nuclear Power. «Стратегическое решение о том, что RWE и E.On не будут развивать проекты по строительству ядерных электростанций в Великобритании через СП Horizon, является общим решением обеих компаний», - сообщили Reuters представители RWE и E.On.
RWE и E-On отказались из-за «падения спроса на ядерную энергетику после катастрофы на «Фукусиме», передает
BBC.
По словам представителей компании, на решение о продаже СП повлияли также планы правительства Германии по поэтапному отказу от ядерной энергетики, высокие эксплуатационные расходы Horizon и длительные сроки строительства АЭС.
RWE и E.ON создали СП Horizon в 2009 году для строительства сети новых АЭС мощностью шесть гигаватт к 2025 году. Первый ядерный реактор должен был заработать до 2020 года. Они уже начали предварительные работы по подготовке к строительству атомных станций на острове Англси в Уэльсе и рядом со старой АЭС Олдбери в графстве Глостершир. Ядерный реактор последней был остановлен в конце февраля. Это был самый старейший в мире работающий ядерный энергоблок - станция проработала 44 года.
Для Horizon надо найти покупателя как можно быстрее, чтобы работы, которые уже ведутся на острове Англси, в том числе подключение энергосистемы, можно было быстро продолжить. RWE сообщает, что инвестировала в этот проект сравнительно небольшую сумму - менее 3 млн евро.
Осенью прошлого года E.On и RWE пыталась привлечь сторонних инвесторов в проект, предлагая 25% акций в СП Horizon в обмен на 5 млрд евро инвестиций. Неофициально сообщалось, что такие предложения были сделаны японской Toshiba и французской группе AREVA. Таким образом, весь пакет СП Horizon может быть оценен в 20 млрд евро.
Тем временем, министр энергетики Великобритании Эдвард Дэвей заявил, что программа по строительству атомных электростанций в стране будет реализована, так как она по-прежнему вызывает интерес у иностранных энергетических компаний. Кроме того, планы по строительству АЭС Хинкли-Пойнт в графстве Сомерсет французской EDF в партнерстве с Centrica остаются в силе. Окончательное решение об инвестициях в этот проект будут приняты до конца года.
В Великобритании эксплуатируется 19 атомных энергоблоков общей мощностью 10,137 ГВт. Правительство страны рассчитывает в среднесрочной перспективе заменить устаревшие блоки на современные и к 2025 году построить 8 новых станций. Наиболее вероятными претендентами на право построить новые британские АЭС считаются американская компания Westinghouse и французская группа AREVA.
За покупку Horizon и строительство АЭС в Великобритании сейчас развернется настоящая война, в которой Росатом, судя по всему, намерен принять самое непосредственное участие. «Великобритания подтвердила свое стремление развивать атомную энергетику. Поэтому, конечно, британский рынок АЭС для нас является потенциально привлекательным», - говорит газете ВЗГЛЯД замдиректора пресс-службы Росатома Владислав Бочков.
При этом он уверяет, что «Росатом сегодня может дать все гарантии, что сооружение АЭС на территории Великобритании будет соответствовать абсолютно всем международным требованиям безопасности и нормам МАГАТЭ». «Росатом предлагает своим партнерам атомные станции с реакторами поколения 3+, кроме того, на энергоблоках АЭС «Куданкулам» в Индии, построенных по российскому проекту, реализованы пассивные системы безопасности (срабатывающие без источника электроэнергии и без участия персонала), которые еще не имеют прецедентов в мире, в частности, система пассивного отвода тепла от энергоблока», - добавляет представитель Росатома.
Росатом активно занимается зарубежной экспансией, однако до сих пор ему не удавалось пробиться на атомный рынок Западной Европы. Он строит АЭС в Японии, Турции, во Вьетнаме, Индии, Белоруссии. По данным на конец года, за рубежом на разной стадии строительства находится 12 энергоблоков, а через 20 лет Росатом намерен получить не менее 20% на мировом рынке строительства АЭС, то есть построить 70-80 энергоблоков.
Как считает лондонская The Times, участие Росатома в новейшей программе строительства в Великобритании сети атомных электростанций нового поколения грозит стать политически чувствительным вопросом, так как российская компания ассоциируется с Чернобыльской аварией. Однако после того, как немецкие компании вышли из проекта, британское правительство может оказаться в положении, когда будет просто вынуждено принять значительные российские инвестиции.
«Последние проекты РФ в области ядерной энергетики отличаются высокими стандартами качества», - говорит изданию директор отдела энергетики консалтинговой компании Mott MacDonald Саймон Харрисон. «Многие страны мира рассматривают сейчас возможность строительства АЭС с участием специалистов Росатома», - добавляет он.
Однако международный эксперт по атомной отрасли Джон Лардж отмечает, что «Росатом» не может похвастаться безукоризненной историей безопасной и бесперебойной эксплуатации реакторов. «Принципы конструкции и строительства их реакторов плохо вписываются в требования британских регуляторов. Британские политики будут крайне нервно реагировать на то, чтобы поощрять русских инвестировать в новое поколение АЭС, потому что это будет означать еще большую зависимость от России в энергетике», – говорит эксперт The Times.
Российские эксперты также весьма низко оценивают шансы Росатома выиграть в борьбе за британский рынок АЭС.«Было бы хорошо, если бы Росатом вышел на британский рынок атомной энергетики. Но я сильно сомневаюсь, что его туда пустят. Атомные станции мы строить умеем, но вопрос не в этом, а в том, что Англия нас просто не пустит на свой рынок. Во-первых, англичане к нам относятся мягко скажем не слишком хорошо. И потом Росатом является сильным конкурентом. Конечно, в Скандинавии и Германии отмечается атомная фобия, но у Великобритании есть выбор среди французских и японских компаний в атомной энергетике», - говорит профессор кафедры управления проектами НИУ-ВШЭ Владимир Коссов.
«Шансы у Росатома маленькие, потому что у него нет обоснованных проектов, которые могли бы выдержать все требования страны с развитой электроэнергетикой – Великобритании. Он не сможет соответствовать повышенным требованиям западных покупателей, это вам не Турция и не Вьетнам. Второе – англичане хотят надежного поставщика», - говорит газете ВЗГЛЯД бывший замминистра России по ядерной энергетике Булат Нигматулин .
«В Великобритании повышенные требования не только к безопасности атомных станций, но и к организации строительства АЭС, организации управления этим проектом. По моему мнению, уровень управления такими проектами за рубежом, да и внутри страны у нас очень низкий. В этом беда», - добавляет Нигматулин. «Есть также и политический момент. Англичане захотят строить бизнес скорее с американской Westinghouse, чем с русскими», - добавляет он.
«Кто выиграет? Я думаю, что, скорее всего, Великобритания будет выбирать между двумя компаниями - французской AREVA и американской Westinghouse в партнерстве с японской Toshiba», - рассуждает бывший замминистра РФ по ядерной энергетике. Возможно, по его словам, за проект попытаются бороться также Южная Корея и Китай. Китай строит атомные энергоблоки на основе переданных ему технологий реактора АР-1000 американской Westinghouse, а Южная Корея могла бы предложить англичанам привлекательную формулу цены и кредитования, отмечает Нигматулин.