«Если «Искандеры» встанут под Калининградом, этим странам будет очень неудобно. Но все понимают, что «Искандеры» нацелены против американских установок», - заявил газете ВЗГЛЯД немецкий политолог Александр Рар. Так он подытожил встречу президентов Польши, Латвии и Эстонии, попытавшихся согласовать общую «восточную» политику в канун саммита НАТО в Чикаго. В Варшаве во вторник состоялась встреча в верхах Польши, Латвии и Эстонии. Как передает
ИТАР-ТАСС, президенты Бронислав Коморовский, Андрис Берзиньш и Тоомас Хендрик Ильвес обсудили свои отношения с Россией на фоне подготовки к саммиту НАТО в Чикаго, намеченному на май.
Президент Эстонии прозрачно намекнул на растущую угрозу с Востока. Ильвес пообещал, что Таллин увеличит расходы на миссию НАТО по охране воздушного пространства Балтии и призвал соседей последовать примеру.
Президенты обсудили «строительство союзной системы противоракетной обороны в ответ на распросранение асимметричных ракетно-ядерных угроз, в том числе на фоне новой информации о наращивании ракетного потенциала в Калининградской области».
Хозяин саммита Коморовский также выступил за необходимость «поддерживать планы защиты наших стран, в частности, строительство системы противоракетной и воздушной обороны НАТО». Намерение же России разместить новые системы в Калининградской области, по его словам, вызывает обеспокоенность соседних стран - Польши, Эстонии, Латвии и Литвы.
Кстати, президент Литвы Даля Грибаускайте в Варшаву не приехала. В последний момент она отменила визит без объявления причин. По мнению наблюдателей, это решение осложнит и так непростые польско-литовские отношения. Напоним, что две страны поссорились недавно из-за
жалоб польского меньшинства в Литве на притеснения.
В итоге трем лидерам пришлось без литовской коллеги вырабатывать общую позицию, с которой надо ехать в Чикаго. Коморовский, однако, выразил надежду, что сможет пообщаться с Грибайскайте в другое время.
Директор центра по России и Евразии при Германском совете по внешней политике Александр Рар рассказал в интервью газете ВЗГЛЯД, какие настроения относительно России царят сейчас в Прибалтике и Польше.
ВЗГЛЯД: Александр Глебович, могут ли эти страны выработать единую позицию относительно России на саммите в Чикаго в мае? Известно, что Польша сейчас довольно хорошо ладит с Москвой, а вот прибалты по-прежнему ей не доверяют...
Александр Рар: Польша сейчас заняла очень конструктивную позицию по отношению к России. Даже создана такая тройка «Варшава-Берлин-Москва», которая будет являться главным инструментом для сотрудничества между Евросоюзом и Россией. Так что после
смоленской катастрофы очень многое произошло. Сближение между Европой и Россией идет через польские каналы. И это действительно революционное развитие.
Раньше Варшава занимала самую критическую позицию к Москве и даже сильно критиковала Берлин за то, что немцы пытались выстроить какие-то особые отношения с россиянами. Сейчас эта критика смолкла, идет очень тесное сотрудничество между Германией и Польшей в отношении России, проходят постоянные встречи на разных уровнях.
Это свидетельствует о том, что внутри Евросоюза сложилось желание позитивно развивать отношения с Москвой. И я не думаю, что отдельные маленькие государства могут серьезно этому помешать. Такие страны, как Франция или Англия еще могли бы этот процесс остановить, а прибалтийские - нет.
ВЗГЛЯД: Меняется ли восточная политика Латвии после недавнего референдума, на котором четверть ее граждан выступили в защиту интересов русских?
А.Р.: В России многие ожидали, что на референдуме победят сторонники русского языка, но не получилось. Русское население в Латвии нельзя даже назвать диаспорой, это часть латышского населения. Москва не может использовать русских как пятую колонну или как союзников. У них своя точка зрения, достаточно специфическая и европейская.
В русскоязычном населении в Латвии сложилось двоякое отношение ко всем этим проблемам. Есть старые ветераны, старшее поколение советских людей, которые просто плачут по поводу развала Советского Союза. Они растеряны, они оказались в новой Латвии абсолютно «похеренными». Но кроме них, есть и те, кто хочет быть гражданами Европейского Союза, которые гордятся тем, что имеют европейские паспорта, кого совершенно не тянет в Россию. Поэтому все неоднозначно. Мне кажется, что вопрос русского языка и осознанной русской культуры в Латвии должны решать там в первую очередь русские общины. Тем не менее, сейчас все обстоит гораздо лучше, чем еще 10 лет тому назад. Уходят медленно стереотипы и теперешнее поколение латышских политиков начинает понимать, что российский бизнес и отношения с Россией очень важны.
В Риге теперь тоже преобладает конструктивный дух относительно России. Такой дух, которого до этого не было. Критически настроены только Вильнюс и Таллин, но они, повторяю, не смогут в одиночку определять всю внешнюю политику Европейского союза.
ВЗГЛЯД: А что могло помешать приезду Грибаускайте? Судьба польского меньшинства в Литве?
А.Р.: У них действительно есть какие-то проблемы в этом отношении. Не ехать на саммит и не участвовать в совместной подготовке к большой встрече в Чикаго – это было бы смешно. Хотя исключить этого тоже нельзя.
ВЗГЛЯД: Появление «
Искандеров» под Калининградом все эти страны воспримут как угрозу? Могут ли прибалты и поляки на этой почве все же объединиться?
А.Р.: Это для них болезненная тема. Если «Искандеры» будут стоять под Калининградом, то этим странам будет очень неудобно. Они будут себя чувствовать под определенной российской угрозой. В этом отношении они должны выработать позицию, которая, как мне кажется, будет умеренной. Все ведь понимают, что «Искандеры» нацелены не против этих стран, а против американских установок, которые будут стоять на их территории.
Но представить себе случай, когда Россия начнет уничтожать эти установки, невозможно ни при каких условиях. Только если начнется третья мировая война, а угрозы ее нет... Думаю, тема будет обсуждаться, но не будет мешать позитивному сотрудничеству между государствами.
В конструктивном диалоге всем становится понятно, что выход из этого очень простой: нужно просто подключить Россию к совместной разработке объектов противоракетной обороны. Тогда все угрозы и все конфликты внутри Европы исчезнут. Но это, конечно, процесс достаточно долгий.