Курс валют развитых стран, экономика которых сильно зависит от продажи сырья на экспорт, в последние месяцы практически не снизился по отношению к доллару, хотя само сырье резко подешевело. Как пишет газета The Financial Times, австралийский, канадский и новозеландский доллары, а также норвежская крона упали по отношению к валюте США всего на три-четыре процента за последние три месяца.
Для сравнения, нефть марки Brent за тот же период подешевела на 26 процентов, уголь - на 18 процентов, медь - на 12 процентов.
По данным газеты, которая ссылается на экономистов Deutsche Bank, такую ситуацию можно назвать "чрезвычайным нарушением" (extreme dislocation) соотношения между стоимостью "сырьевых валют" и ценами на нефть и металлы.
От высокой стоимости своих валют страдают прежде всего сами экспортеры, ведь за свою продукцию они получают именно доллары. В условиях падения цен они зарабатывают меньше долларов, но девальвации национальных валют не происходит, поэтому в своих странах производители могут купить меньше услуг и товаров на эти доллары, чем раньше.
The Financial Times объясняет устойчивость "сырьевых валют" высокими ставками в экономике, которые держатся на уровне, превышающем инфляцию. Так, австралийский ЦБ держит базовую ставку на уровне 3,5 процента, что является самым высоким показателем в развитых странах. Для сравнения, в США базовые ставки находятся в районе 0, а инфляция в 2011 году составила 3 процента.
Стоит отметить, что в развивающихся странах валюты, наоборот, уязвимы к падению цен на сырьевые товары. Так, в России во втором квартале 2012 года рубль потерял по отношению к доллару около 11,5 процента своей стоимости, в Бразилии реал - около 12 процентов.