Специалисты Кембриджского университета считают, что им удалось создать наиболее реалистичные изображения Клеопатры из всех существующих.
Основой для создания компьютерной модели послужили портреты знаменитой царицы на древних артефактах, в том числе на кольце возрастом 2 тысяч лет. На исследование и моделирование трёхмерного изображения Клеопатры специалисты потратили около года. Результат - красивая молодая женщина смешанной этнической принадлежности, совсем не похожая на изображённую Элизабет Tэйлор в 1961 году в кинофильме "Клеопатра", с фарфорово-белой кожей.
Египтолог Селли Энн Эштон из кембриджского Университета сказала, что изображение отображает как греческое наследие царицы, так и её египетское воспитание. "Она, вероятно, была не целиком европейкой. Вы должны помнить, что это её семейство фактически жило в Египте в течение 300 лет до того, как она пришла к власти".
Некоторые изображения королевы противоречат нововоссозданному облику, сообщает NEWSru.com. К примеру, на серебряной монете, продемонстрированной в музее ньюкаслского Университета в прошлом году, можно увидеть, что Клепатра имела мелкий лоб, резкий подбородок, тонкие губы и нос с горбинкой. Внешность королевы долго была темой дебатов среди академиков. Многие полагают, что она была коротка, плохо одета и с плохими зубами.
Клеопатра - последняя царица эллинистического Египта из македонской династии Птолемеев (Лагидов). Прославлена благодаря драматической истории любви к римскому полководцу Марку Антонию, покончила жизнь самоубийством, чтобы не стать пленницей первого римского императора Октавиана Августа. Клеопатра стала одним из наиболее популярных античных персонажей в кинофильмах и литературных произведениях. Подлинный облик Клеопатры нелегко разглядеть из-за окружающего её романтического флёра и многочисленных кинокартин; но несомненно, что она имела достаточно мужественный и твёрдый характер, чтобы беспокоить римлян.
Нет никаких достоверных изображений, которые точно, без идеализации, передали бы её физический облик. Повреждённый бюст из Шершелл в Алжире (античный город Цезарея Мавританская), созданный после смерти Клеопатры по случаю брака Клеопатры Селены, её дочери от Марка Антония, с царем Мавритании Юбой, передает внешность Клеопатры в её последние годы; хотя иногда этот бюст приписывают Клеопатре Селене, дочери Клеопатры VII.
Клеопатре VII приписывают эллинистические бюсты, изображающие молодых привлекательных женщин с типично греческими лицами, но персоны, с которых делали бюст, точно не идентифицированы. Считается, что бюсты, изображающие именно Клеопатру VII, хранятся в Берлинском музее и музее Ватикана, но классический облик заставляет подозревать идеализацию изображения.
Профили на монетах показывают женщину с волнистыми волосами, крупными глазами, выступающим подбородком и носом с горбинкой (наследственные черты Птолемеев). С другой стороны известно, что Клеопатра отличалась мощным обаянием, привлекательностью, отлично пользовалась этим для обольщения и вдобавок обладала чарующим голосом и блестящим, острым умом.
Как пишет Плутарх, видевший портреты Клеопатры: "Ибо красота этой женщины была не тою, что зовётся несравненною и поражает с первого взгляда, зато обращение её отличалось неотразимою прелестью, и потому её облик, сочетавшийся с редкою убедительностью речей, с огромным обаянием, сквозившим в каждом слове, в каждом движении, накрепко врезался в душу. Самые звуки её голоса ласкали и радовали слух, а язык был точно многострунный инструмент, легко настраивающийся на любой лад, — на любое наречие...".
В то время как греки обычно пренебрегали воспитанием дочерей, даже в царских семьях, Клеопатра явно имела хорошее образование, которое, наложившись на её природный ум, дало превосходные результаты. Клеопатра стала настоящей царицей-полиглотом, владея, помимо родного греческого языка, египетским (первая из своей династии приложила усилия для овладения им, может быть только за исключением Птолемея VIII Фискона), арамейским, эфиопским, персидским, без сомнения ивритом и языком троглодитов (народа, жившего на юге Ливии).
Её лингвистические способности не обошли и латынь, хотя просвещённые римляне, как например Цезарь, сами в совершенстве владели греческим языком.