Наши народные избранники могут вздохнуть с облегчением: не они одни регулярно повышают себе заработную плату. Члены палаты представителей конгресса США тоже голосуют за это большинством голосов.
Депутатам, в отличие от простых смертных, не приходится мучиться по поводу повышения заработной платы себе, любимым. Не надо идти к боссу, доказывать, убеждать, говорить, что все вокруг так подорожало. Следует просто прийти в зал заседаний и нажать на соответствующую кнопку.
Похоже, что рецепт этот известен даже за океаном. Хотя, в отличие от нас, процедура доведена едва ли не до совершенства. Еще в 1989 году в законодательство о заработной плате, в том числе и американских народных избранников, естественно, была внесена (и, естественно, поддержана) поправка, предполагающая автоматическое повышение довольствия американских депутатов, если те, естественно, не проголосуют против. Так и повелось. Индексация депутатской зарплаты осуществлялась исправно: рука народного избранника практически ни разу не проголосовала против повышения.
Истина, что деньги лишними не бывают, американским законодателям тоже не чужда. Целые поколения последовательно доказывали это. К примеру, в 1789 году депутаты, и лишь на время сессии, получали по шесть долларов. С тех пор многое изменилось - теперь зарплата и человекодни, отработанные на благо общества, никак не связаны. Налогоплательщики за все заплатят. Примечательно, что по мере роста дефицита национального бюджета сенаторы и члены палаты представителей стали относиться к себе либеральнее. Статистика свидетельствует, что до 2000 года конгрессмены регулярно голосовали против поднятия себе заработной платы. В начале 2009-го воодушевлено поддержали идею восьмой раз подряд.
"Наверное, в конгрессе думают, что деньги растут на деревьях, - поделился недавно с прессой президент совета против расточительного правительства Том Шварц. - Иначе они не стали бы набивать карманы за наш счет при 480-миллиардном дефиците платежного баланса и эскалации расходов на кампании в Ираке и Афганистане".
Но в том-то и прелесть больших чисел - когда к ним добавить маленькое (а в среднем депутатская зарплата возросла на 4,5 тысячи долларов в год), большое практически не меняется. Спикер палаты представителей Ненси Пелоси, которая совсем недавно едва не поссорилась с Обамой, выступившим против того, чтобы публично пропесочить Джорджа Буша за бездарное руководство страной, добавит в свою платежную ведомость 6.100 долларов. Сказать по правде - не одна она придерживается консервативных взглядов на то, что закон есть закон.
Уже несколько раз отмена этого закона ставилась на голосование, однако стабильно, и вне зависимости от тех, кто контролирует обе палаты конгресса, не добирала голосов. И даже попытка разделить законопроект, позволив отдельно голосовать за индексацию зарплаты американских депутатов, стабильно не проходит.
В итоге имеем цифры, от которых сердца наших нардепов судорожно сжимаются: с 2000 года средняя зарплата американского депутата возросла на 16.700 долларов, составив в среднем 160.000 долларов годовых - недосягаемый потолок для отечественных законодателей.
Как знать, возможно, Барак Обама своим примером заразит законодателей скромностью, и те проголосуют за новые правила экономической этики. Пока же приходится действовать в индивидуальном порядке. Некоторые, к примеру, регулярно перечисляют надбавку на благотворительность. Некоторые отказываются получать эти деньги. Что происходит с этими суммами дальше, знают, возможно, только бухгалтеры конгресса.