Восполнять имиджевые потери страны глава государства начал еще неделю назад. В конце прошлой недели Дмитрий Медведев повстречался с главным редактором «Новой газеты» Дмитрием Муратовым и экс-президентом СССР Михаилом Горбачевым, чтобы выразить соболезнования по случаю убийства адвоката Вячеслава Маркелова и журналистки Анастасии Бабуровой в самом центре Москвы. Медлительность Медведева в этом вопросе вызвала немало нареканий на Западе. Впрочем, глава государства объяснил замедленную реакцию тем, что не хотел давить на следствие.
На этой неделе Медведеву важно было не только вернуть расположение западных коллег, но и продемонстрировать тот факт, что позиции России среди ее соседей сильны как никогда. Последняя задача на этой неделе была даже перевыполнена.
Во вторник на заседании Госсовета Союзного государства России и Белоруссии президенты Дмитрий Медведев и Александр Лукашенко подписали соглашение о развертывании общей системы противовоздушной обороны над территорией обоих государств. Правда, белорусский президент посетовал на то, что российские СМИ отнеслись к этому событию без должного интереса. На следующий день на пресс-конференции, посвященной итогам заседаний ОДКБ и ЕврАзЭС, Лукашенко выразил обиду на этот счет: «Я очень сожалею, что российские СМИ не нашли места для освещения этого важного события, ВГС: такого Высшего госсовета никогда не было». Российский президент позволил себе с этим замечанием не согласиться: «Все-таки наши средства массовой информации заметили нашу с Вами вчера работу, и я сегодня посмотрел…» — «После мыльной оперы Аршавина», — прервал его белорусский коллега. «Я как раз хотел сказать, что все-таки репортаж был сделан, ну и газеты, естественно, эту тему отметили». Тут слово попросила журналистка из ИТАР-ТАСС Ксения Каминская. «Я, наряду со всеми российскими СМИ, активно освещала вчера Высший госсовет», — заверила она. По окончании пресс-конференции Лукашенко подошел к российской журналистке. «Я ведь не имел в виду ИТАР-ТАСС, я говорил про телеканалы», — попытался оправдаться он. За этой беседой неподалеку наблюдал Медведев. «Вы, видимо, не про российские СМИ говорите», — заключил он, обращаясь к Лукашенко. На этом тема, видимо, была исчерпана, и президенты удались на совместный обед.
На внеочередную сессию Совета Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) и заседание Межгосударственного совета Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) в Москву приехали главы шести государств, входящих в эти организации: Серж Саргсян (Армения), Курманбек Бакиев (Киргизия), Эмомали Рахмон (Таджикистан), Александр Лукашенко (Белоруссия), Нурсултан Назарбаев (Казахстан), Ислам Каримов (Узбекистан). Главным итогом переговоров на сессии Совета ОДКБ стало подписание проекта соглашения о создании Коллективных сил оперативного реагирования (КСОР). Идея создать эффективное военное формирование возникла после известных событий в Южной Осетии. Аналогичная структура существовала и прежде, она называлась Коллективные силы быстрого развертывания. Однако, как остроумно подметил президент Медведев, «они, конечно, быстро разворачиваются, но их пока никто нигде не разворачивал. И ценность этих сил пока только на бумаге».
«Мы договорились, что создадим полновесные, серьезные, хорошо обученные коллективные силы, которые реально будут встречаться, будут находиться в необходимых случаях под единым командованием, будут готовы к максимально быстрой переброске. В обычной ситуации они будут работать в рамках совместных учений, чего никогда не было в ОДКБ. То есть это будут хорошо подготовленные, с высокой военной выучкой формирования, которые основаны, конечно, на национальном принципе», — пояснил российский лидер. Правда, Узбекистан, также поставивший подпись под соглашением, приложил к нему особое мнение. Республика Узбекистан выступает категорически против того, чтобы в составе коллективных сил участвовали специальные подразделения МЧС, МВД, ФСБ. Узбекистан согласен лишь высылать свои воинские формирования непосредственно в зоны чрезвычайных ситуаций. Россия предложила в состав коллективных сил 98-ю гвардейскую воздушно-десантную дивизию и 31-ю гвардейскую десантную бригаду ВДВ. Национальные части КСОР будут расквартированы на территории государств, входящих в договор. Однако руководство ими будет коллективным.
Другой важный итог встречи лидеров семи государств — создание антикризисного инвестиционного регионального фонда в размере 10 млрд долларов. Получать кредиты в этом фонде государства смогут на условиях срочности, платности и возвратности и только на поддержание национальных экономик или в качестве стабилизационных кредитов. Для коммерческих целей кредиты выделяться не будут. Причем претендовать на получение кредитов смогут лишь те страны, которые внесут свои инвестиции в этот фонд. Контрольный пакет этого фонда будет закреплен за Россией, так как она готова внести самый большой вклад — на общую сумму в 7,5 млрд долларов. Белоруссия планирует сделать вложение в размере 1 млрд долларов. В таком же объеме Россия выделила Белоруссии транш на поддержание экономической ситуации в союзной республике. Вклады других государств будут гораздо скромнее.
Инициатива России создать новый региональный финансовый институт является вкладом нашей страны в разработку проекта строительства архитектуры новых финансовых отношений в мире. Дмитрий Медведев пообещал, что согласует позицию с соседними странами по этому вопросу, перед тем как представить ее на саммите «двадцатки», который пройдет 2 апреля в Лондоне. Российский лидер посетовал, что европейские коллеги как-то не особенно торопятся включиться в процесс выработки предложений о реформировании мировой финансовой системы. «Надо хотя бы какие-то заделы делать в новый фундамент финансовой стабильности, финансовую основу, на базе которой мы будем работать в ближайшие годы. Поэтому я рассчитываю на то, что в максимально короткие сроки мы получим предложения от наших партнеров по «двадцатке». Именно этого ждут наши народы, этого, по сути, ждут все государства, в настоящий момент страдающие от последствий финансового кризиса. Нужно быстрее работать и выходить на новые конвенции, на новые соглашения, на новые принципы работы финансовой системы в мире. Будем надеяться, что эта работа будет успешной», — выразил надежду Медведев.
На следующий день, в четверг, Медведеву предстояло провести переговоры с болгарским лидером Георгием Пырвановым. Как известно, Болгария, оставшаяся без российского газа в начале года в самые лютые морозы, требует от России компенсации понесенного ущерба. Однако российский президент посоветовал болгарам взыскать убытки с Украины, перекрывшей поставки российского газа в Европу в первую декаду нового года.
А в пятницу глава государства провел встречу с председателем Еврокомиссии Жозе Мануэлем Баррозу. Основной темой был газовый кризис, а также взаимодействие России с Евросоюзом в ходе подготовки следующего саммита «двадцатки». Европейские коллеги, разочаровавшиеся в России как в надежном партнере, приехали в Москву, с тем чтобы получить гарантии лояльности со стороны нашей страны. «Мы хотим продемонстрировать, что наши отношения с Евросоюзом носят открытый и позитивный характер. Мы считаем, что в кризисе виновата Украина, а они уверены, что мы умнее и больше. И соответственно, несем большую ответственность за то, что случилось. И мы вынуждены признать, что испортили репутацию надежных партнеров и должны что-то сделать, чтобы ситуацию исправить», — рассказал источник в администрации президента.