Интересно, задумывалась ли Корнелия Функе, когда писала свое «Чернильное сердце», о дуализме его основной идеи. Есть ощущение, что нет. Как, видимо, не задумывался об этом и Йен Софтли, создавая экранизацию этой книги.
Кстати, показательно, что предыдущим фильмом Софтли был параноидальный триллер «Ключ от всех дверей», — над его новой работой, казалось бы, невинным семейным фэнтези, витает тень самого настоящего хоррора.
Чернильное сердце
Inkheart, Германия — Великобритания — США, 2008, фэнтези
Режиссер: Йен Софтли
В ролях: Брендан Фрейзер, Энди Серкис, Пол Беттани, Элайза Беннетт, Рафи Гаврон, Хелен Миррен, Джим Броадбент, Сиена Гиллори, Дженнифер Коннелли
Давно заметил, что евро-американские копродукты чаще всего ничего, кроме разочарования, не приносят. И это не так уж трудно объяснить. Голливуд крайне редко делится с европейцами — лишь использует их ресурсы (площадки, актеров, персонал) из соображений экономии.
Хит-парад публикаций «Иностранной литературы», «Континента» и «Октября». Рассказ Олега Ермакова и эссе Джона Апдайка. Борис Парамонов о Сартре. Роман Доктороу. Война с Грузией — взгляд из Тбилиси. Сент-Экзюпери. Гавел. Кэрролл. Волгин о Достоевском. Афанасьев: «Мы — не рабы?»
Читать дальшеЗато периодически поддерживает интересные европейские проекты, которые отчаянно нуждаются в субсидиях из-за океана. Но рисковать американцы не хотят — ведь тотальный контроль невозможен, а значит, это крайне ненадежные инвестиции.
Вот и получается, что бюджеты оказываются куда меньше требовавшихся, а «диспетчеры» дают фантазии команду осуществлять свой полет практически на уровне земли. Какие там спецэффекты, если на нормальные декорации денег не хватает?
«Чернильное сердце» — как раз такой случай. Просто кладбище возможностей, а не кино. Откровенно говоря, не имел чести читать оригинал, но что-то подсказывает, что не слишком богата на выдумку и книжка.
По сюжету папа и дочь Фолкарты обладают суперспособностью — читая любую книгу, они способны материализовать живые и неживые объекты, описанные в ней. Только представьте, какая роскошная идея! Нужна няня? Так, на какой полке у нас стоит «Мэри Поппинс»? Случилось ужасное? Пять секунд подождите, мы Шерлока Холмса вызовем или Геракла — в зависимости от ситуации.
Разумеется, ничего этого в «Чернильном сердце» и близко нет! Функе изначально сковала себя по рукам и ногам одним нюансом — если в наш мир приходит книжный герой, в его книгу попадает кто-то из окружения Фолкартов. Именно так они потеряли жену (она же мама).
Что в итоге? Достаточно занятная и сулящая невероятные приключения мысль превратилась в нечто жутковатое, от которого всё время ждешь беды. И Ролинг со своим «Гарри Поттером» не сильно позитивна, но Функе умудрилась придумать что-то редкостно депрессивное.
Кругом одни страдальцы — Фолкарт-отец ищет книжку и мечтает вернуть жену, да всё никак. Его дочка тоже скучает по маме и ведет кочевую жизнь из-за одержимого отца. К ним добавляется вызванный ими Пылерук, который скучает по жене и дому, а также злодей Козерог, чьи устремления возносятся аж до мирового господства.
И всё бы еще ничего, если бы не ориентация на детей! Их и так в наше время читать не заставишь, а тут еще Функе с ее страшилкой об оживающих героях книг. Так и видится какой-нибудь впечатлительный мальчуган, который отказывается читать «Буратино», потому что из шкафа может вывалиться Карабас-Барабас с бородой и плеткой.
Что же до взрослых, то им тут и вовсе смотреть не на что. Визуальная часть вся снята так, что невольно вспоминается сакраментальное мамоновское «вышли мне денег!». И даже прекрасные актеры не спасают положение. Скучно и грустно…
Монстры против пришельцев
Monsters vs. Aliens, США, 2009, анимация
Режиссеры: Роб Леттерман, Конрад Вернон
Вы не поверите, но с «Монстрами против пришельцев» почти та же беда, что и с «Чернильным сердцем». Этот мультфильм в целом достаточно эффектно сделан (особенно если смотреть его в 3D), но не очень понятно, на кого ориентирован.
Три музыкальных рецензии. Первый квартал года принес серию неординарных музыкальных релизов, каждый из которых был бы достоин отдельного эссе. Изгой российского шоу-бизнеса Александр Шульгин выпустил тройной альбом с западными джазовыми звездами, «Мельница» записала лучший альбом в своей истории, а U2 тряхнул стариной и пошел ва-банк.
Читать дальшеСюжет, в общем, вполне нейтральный: блондинка Сьюзан в силу некоторых обстоятельств внезапно стала высотой с пятиэтажный дом (привет «Алисе в Стране чудес» и «Атаке 50-футовой женщины»), ее тут же схватили военные и определили в секретный бункер, где томятся такие же, как она, «другие».
Среди изгоев — суперумный доктор-таракан (привет «Мухе»), какой-то студень с глазом, ртом и руками, полуобезьяна-полурыба и волосатый насекомозавр, рядом с которым даже Сьюзан — кроха. Всю эту братию выпускают на волю, когда на Землю прилетают воинственные захватчики.
Персонажи достаточно комичны даже для совсем маленького ребенка — вроде героев «Корпорации монстров» (объекта вдохновения команды Леттермана и Вернона). Однако прописанные сценаристами шутки и аллюзии явно рассчитаны на взрослых. Более того, подкованных взрослых.
Скажем, пришельцы здесь — очевидная отсылка к фантастической экшен-комедии Тима Бертона «Марс атакует!». А некоторые хохмы вообще остаются за бортом из-за дубляжа (например, доктор-таракан говорит голосом Хью Лори, пародирующего самого себя в сериале «Доктор Хаус»).
Для подавляющего большинства зрителей это будет пусть забавное, но не такое уж веселое действо, как хотелось бы. И для детей, и для взрослых. Классическое горе от ума.
Проще надо быть!
Знамение
Knowing, США, 2009, триллер
Режиссер: Алекс Пройас
В ролях: Николас Кейдж, Роуз Бирн, Чандлер Кантербери, Бен Менделсон, Терри Камиллери, Лара Робинсон
Честно говоря, тут даже про фильм говорить бессмысленно. Достаточно посмотреть на фамилию первого актера, чтобы понять — картина просмотра не стоит. Это вообще удивительный феномен — Кейдж испортил одним своим присутствием уже десятый фильм подряд (я посчитал), но его продолжают активно снимать.
Кейдж решительно невозможен. Он всякий раз включает какие-то «особые актерские техники» (без кавычек нельзя, ибо его потуги нелепы) и одним движением бровей превращает любую драму в фарс.
Здесь же это было особенно легко. По сюжету его герой астрофизик (уже смешно) обнаруживает детский рисунок, в котором зашифрованы все самые крупные катастрофы на планете — недавние и грядущие. Причем последняя дата — явно дата апокалипсиса.
К такому сюжету относиться серьезно вообще сложно. Пусть даже за дело взялся хороший режиссер — а на счету Алекса Пройаса «Темный город» и «Я, робот». Пройас, трудяга и перфекционист, выкладывается на каждом проекте.
Но Кейдж не оставляет ему шанса сделать достойное кино. «Знамение» и без него постоянно проваливается в душеспасительный пафос, а актер радостно его подхватывает и доводит до полного абсурда.
С другой стороны, Пройас в некотором смысле визионер, и, если попытаться абстрагироваться от бредовости сюжета и по возможности закрыть глаза на Кейджа, можно просто наслаждаться картинкой.
Техника, правда, не идеальная, ибо требует умения получать удовольствие от частного в отрыве от целого. У меня так, честно говоря, получается редко.