В этом году впервые за всю девятилетнюю историю длинный список «Нацбеста» составляли не только представители «книжной мафии» — издатели, критики, писатели, но и «простые люди», пользователи «Живого журнала».
Образно говоря, «Нацбест», кроме «жены» — профессионального сообщества, завел себе и «любовницу» — интернет-аудиторию. Хотя противопоставление по профессионализму, впрочем, едва ли корректно. И впрямь, в ЖЖ не так много издателей и критиков, зато писатели — почти все.
Оказалось, что интернет с его хваленой демократичностью предоставляет значительно больше возможностей для обмана, чем стандартный механизм «Нацбеста».
И это, кажется, повод задаться вопросом если не о демократии вообще, то хотя бы о сравнительной демократичности — премиальной процедуры, с одной стороны, и интернет-голосования — с другой.
С голосования сняли одну из книг — претендентов на место в длинном списке. Благо интернет не телевизор, тут все знают, кто организатор голосования, и у каждого есть возможность ему, организатору, высказать свое фе, причем высказать в настолько резкой форме, насколько позволяет воспитание. И высказывают, приписывая всё что угодно: «волюнтаризм», «Нацбест демонстрирует феноменальную закрытость», «оргкомитет расписывается в своей несостоятельности»…
Предыстория, конспективно
Тут на всякий случай надо пояснить для тех, кто не в курсе, как было дело. Около месяца ЖЖ-юзеры в сообществе natsbest расхваливали книги, вышедшие в прошлом году.
Книги, собравшие по три хвалебных отзыва, стали претендентами на место в длинном списке «Нацбеста», таких набралось 27. Из них нужно было выбрать 10. Устроили голосование.
Каждый ЖЖ-пользователь мог проголосовать только один раз и только за одну книгу, причем все видели, за какую книгу сколько подано голосов и, более того, кто за какую книгу голосовал.
Д. Депп о кино и литературе. В Голливуде можно сделать кучу денег, не сняв ни одного фильма. Главное — просто вертеться в этой среде, быть в индустрии, и этого достаточно, чтобы разбогатеть.
Читать дальшеПотом случилась неприятность. Роман Игоря Симонова «Уровень опасности» был одним из лидеров голосования и наверняка попал бы в длинный список, если бы в какой-то момент не стало ясно, что несколько десятков голосов за него было подано с только что созданных аккаунтов. Причем, по всей видимости, большую их часть создавал один и тот же человек. Это заметили члены сообщества, заметил и я.
Дальше оставалось два варианта. Первый — закрыть на это глаза и отдать, таким образом, голосование на откуп читерам (нет никаких сомнений в том, что люди, голосовавшие за другие книги, посмотрев на поклонников Симонова, бросились бы точно так же голосовать «мертвыми душами»).
Второй путь — снять ни в чем не повинную книгу с голосования, чтобы другим неповадно было. И тот и другой вариант был очень плох, но, посоветовавшись с другими членами оргкомитета, я выбрал последний.
Потому что при первом варианте сомнению подверглись бы вообще все итоги голосования. Во втором — пострадала одна-единственная книга, зато по поводу других можно быть уверенным в том, что за них голосовали живые люди.
Разговоры о том, как нужно было бы организовывать голосование, чтобы избежать подобных ситуаций, — все из серии про то, что было бы, если бы в носу росли грибы. Не растут.
Голосование было организовано так, как было организовано. Я ничего не имею против «Уровня опасности» — очень может быть, что это хорошая книга. Автору можно посочувствовать, он ни в чем не виноват.
Я прошу прощения у Игоря Симонова, хотя лучше бы попросили у него прощения люди, которые решили ему таким образом помочь.
Торжество демократии
Недовольных литпремиями пруд пруди — больше почему-то, чем театральными или музыкальными. Одни недовольны, что всё решают профессионалы, которые, как водится, страшно далеки от народа.
Стоило предложить публике разбавить эту компанию, как появилось и другое мнение: «…очень жаль, что премия, имевшая до сих пор какую-никакую репутацию, опустилась до такой убогости».
Организаторам «Большой книги» претензий не предъявишь. Неизвестно, как и почему лауреатами этой премии из года в год становятся книги одних и тех же трех издательств (в прошлом году место «Вагриуса» заняло АСТ, но оно, похоже, вместо «Вагриуса» теперь и по жизни). Никто не знает, каким образом принимаются там решения, и всё, что остается, — это признать, что «большие книги» в других издательствах не выходят.
Литхроники. На рубеже марта и апреля в Москве проходят мероприятия, приуроченные к Всемирному дню поэзии. Однако в эти дни в литклубах города можно также услышать прозаиков, читающих под звуки фламенко, и узнать нечто новое о тайнах имен. Марина Палей в клубе «Жесть». Андреи в «Проекте ОГИ». Евгений Лесин о кризисе.
Читать дальше«Нацбесту» же можно предъявить любую претензию. Можно во всеуслышание кричать, что номинаторы продвигают «своих», друг друга, а то, бывает, и сами себя. Можно обвинять членов жюри в сговоре.
Можно, наконец, ругать оргкомитет за волюнтаризм. Здесь всё прозрачно. Голосование было организовано с дырами — но дыры эти увидели все, и это хорошо.
Другое дело, что, по здравом размышлении, сделать честное голосование в интернете практически невозможно. Допустим, мы объявим, что в следующем голосовании примут участие только аккаунты, созданные до его начала. Что мешает заинтересованному лицу заблаговременно зарегистрировать десяток-другой имен?
Проверка каждого аккаунта на предмет IP-адреса, с которого на него заходят, требует массу усилий, но и ее можно обойти: любой грамотный человек знает, что такое прокси-сервер.
Что, в конце концов, честнее — отдать балл своему приятелю, раз уж ты попал в жюри, или призывать тысячу-другую своих френдов голосовать за себя по принципу «вам всё равно, а мне приятно»? А потом еще в журнале у товарища признаваться, что, мол, не верю я во все эти голосовалки и презираю их.
Нет-нет, я меньше всего хотел бы учить жить кого бы то ни было — по-моему, ни в том ни в другом нет ничего экстраординарного. Я просто хочу обратить внимание на то, что именно в ЖЖ-аудитории периодически раздаются крики о сговорах и заговорах в «Нацбесте» — и нет никаких гарантий, что авторы этих заявлений не те же самые читеры.
Ведь ЖЖ — территория по умолчанию анонимная: по моим наблюдениям, лишь один из десяти юзеров обнародует в профиле свою фамилию, не говоря уж о том, чтобы признаться, кто ты и чем занимаешься в офлайне.
Мафия и химия
Вот и получается, что интернет-голосование проигрывает в честности коллективно-субъективному мнению литературной тусовки. Критики и писатели не могут быть «мертвыми душами», и про каждого из них более-менее известно, к какому клану они принадлежат.
В Сети человек может голосовать как потому, что ему действительно нравится книга, так и потому, что ее автор тусуется с ним на одном интернет-портале. И то и другое совершенно естественно и понятно, так это бывает везде, — проблема в том, что, в отличие от офлайна, пальцем тут ни на кого не покажешь.
Повод ли это опустить руки? Нет.
Во-первых, потому что кланов в Сети (и в ЖЖ, в частности) много — фантасты, кидалты, русофилы, русофобы, точкозряне, литсоветовцы и т.д. Все они более-менее друг друга уравновешивают — так же, как происходит это и в «литературной мафии».
Во-вторых, потому что голосует все-таки довольно много народу, и если за одну книгу отдано двести голосов, а за другую сто, то разумно предположить, что в конечном счете соотношение проголосовавших по совести и по дружбе и там, и там примерно одинаковое.
Людям вообще часто — совершенно искренне! — нравится то, что пишут их жены и любовницы, приятели и френды. Проще исходить из этого очевидного факта, чем искать вселенской объективности, которая всегда останется прерогативой Господа Бога.
Ведь и химию только он знает на пять. Все остальные — на троечку, и интернет-аудитория тут не исключение. Другое дело, что, сталкивая лбами «клубы взаимного восхищения», мы можем попытаться всем миром вытянуть на четверку.
На вопрос, внесенный в заглавие этой статьи, Ленин, как известно, ответил, что лучше иметь и жену, и любовницу: «Жене сказал, что ушел к любовнице, любовнице — что ушел к жене, а сам на чердак и — учиться, учиться и еще раз учиться!»