В Японии разработан первый в мире (по словам его создателей) человеко-машинный интерфейс, использующий технологии электроэнцефалографии (EEG) и спектроскопии в ближней инфракрасной области (NIRS) одновременно. Он позволяет одной лишь "силой мысли" с беспрецедентной точностью управлять человекоподобным роботом.
Новинка - детище японского исследовательского института компании Honda (HRI), Международного института передовых телекоммуникационных исследований (ATR) и корпорации Shimadzu.
Как сообщается в пресс-релизе "Хонды", в то время пока уже ставшая в некотором смысле привычной ЭЭГ-шапочка по-прежнему "снимает" электрическую активность с поверхности кожи головы, датчики NIRS, тоже находящиеся на "шлеме", фиксируют изменения в мозговом кровотоке.
Таким образом, исследователи, получая в режиме реального времени данные из двух источников, могут интерпретировать "силу мысли" неподвижного человека с высокой точностью без использования громоздкого сканера магнитно-резонансной томографии (fMRI), который, кстати, впервые сумел считать зрительный образ с мозга человека.
В лабораторных испытаниях принимал участие человекоподобный робот ASIMO. По "мысленной команде" человека он должен был поднять руку или ногу, и наилучший результат был - распознавание приказа с 90-процентной точностью. Правда, пользователю заранее говорили, о движении какой конечности он должен думать, а на выбор давались четыре варианта.
Суть инноваций компании Honda и ее партнеров заключается не только в объединении двух технологий, но и в достигнутой точности измерения и анализа изменений в мозге. Кроме того, следует отметить относительную компактность оборудования по сравнению с тем же fMRI-сканером, пишет Мембрана.
Понятно, что новый интерфейс нуждается в доработке, и Honda, ведущая исследования в области BCI (или BMI - Brain-Machine Interface) с 2005 года, непременно этим займется. Напоследок заметим, что мысленное управление перестает быть экзотикой - всего лишь думая, уже можно играть в настольный баскетбол, работать с компьютером, в том числе путешествовать по виртуальному миру и составлять электронные письма.