Праздник весны и труда в Санкт-Петербурге был омрачен массовыми арестами. Среди 120 задержанных оказалось 20 несовершеннолетних, причем трое ребят были с родителями. Молодежь собиралась участвовать в «Пиратской уличной вечеринке». Акция была заранее согласована с властями: председатель комитета по вопросам законности, правопорядка и безопасности Л.П. Богданов поставил свою подпись на бумаге, в которой было оговорено шествие от БКЗ «Октябрьский» до Исаакиевской площади. Организаторы получили уведомление, сняли грузовик за 2 тыс. рублей, превратили его в некое подобие пиратского корабля, сшили костюмы. Участники планировали театрализованный карнавал в духе морских пиратов XVI века — они хотели выразить таким образом свое мнение по поводу свободного распространения информации и судебного преследования шведского торрент-трекера Pirate Bay.
Для показательного процесса (а на то, что процесс показательный, указывает как представительный набор истцов, так и масштаб претензий) The Pirate Bay был выбран не случайно. В отличие от хозяев других торрент-трекеров (то есть сайтов, которые предоставляют место для хостинга торрент-файлов, содержащих инструкции по скачиванию файлов в файлообменной сети), основатели сайта не только никогда не скрывали свою деятельность, но, напротив, активно пропагандировали и сам сайт, и антикопирайтное движение. Сами основатели называли свой трекер «самым большим в мире» и даже подали заявку на занесение в Книгу рекордов Гиннесса.
Читать дальшеКак рассказал «Часкору» один из организаторов акции Евгений Счетов, в тот день творился настоящий бедлам: «Мы начали собираться прямо на площади у БКЗ «Октябрьский». Затем к нам подошел какой-то милиционер. В это время ОМОН начал окружать участников стрит-пати. Мы показали милиционеру согласование, на что он ответил, мол, вы должны строиться у дома 25 на Лиговском проспекте. Толпа пришла к дому 25. Один из организаторов нашей колонны вернулся с координационной встречи с чиновником, который отправил нас на угол Жуковского и Лиговского проспекта. Мы пришли туда, но тут опять подошел какой-то милиционер, который достал распечатку и сказал, что мы должны построиться у дома 25 и идти за «Единой Россией». Мы вернулись — там милиционер достал свою распечатку, обматерил другого милиционера и опять отправил нас на угол улицы Жуковского. Он долго переговаривался с кем-то по телефону, ругался и в конце концов разрешил остаться у дома 25. Потом прибежал ОМОН и запаковал изумленных участников стрит-пати». По словам Евгения, отряд налетел на ребят и начал грубо затаскивать в автобусы, сопровождая свои действия матом. Несколько человек были жестоко избиты. Организаторы ничего не смогли предпринять, поскольку тоже были схвачены сотрудниками милиции.
Организатор от профсоюзной колонны Вадим Большаков пытался выяснить причину задержания у милицейских чиновников. В неразберихе ему удалось разыскать полковника МОБ ГУВД, который ответил, что «на все вопросы ответит руководитель мероприятия, который находится где-то там», и махнул в сторону Лиговского проспекта.
Очевидно, что милиция не могла грамотно скоординировать свои действия. Каждый спихивал ответственность на ближайшего коллегу. Например, автобусы с задержанными колесили по всему Петербургу, пока не были найдены свободные отделения — 11, 15, 17 и 63. По словам участника акции, который пожелал остаться анонимным, в одном автобусе была обнаружена бутылка водки, а некоторые омоновцы «были явно пьяными». «В другом басике парни смогли разжать двери. Несколько десятков сразу убежали. Охранявшие милиционеры даже не пытались их остановить — им было всё равно», — сообщил собеседник «Часкора».
...30 августа 2008 года, в период времени с 01 часов 00 минут до 01 часов 30 минут он (Олесинов А.Ф.), являясь лидером неформального молодежного движения «Антифа», после создания которого путем объединения в него группы лиц мужского и женского пола являлось противостояние интересам лиц, пропагандирующих деятельность фашизма, то есть поддержание нормального функционирования жизнеобеспечения граждан от посягательства на них членов иных неформальных объединений противоположного им (движению «Антифа») профиля, которые (возложенные на себя добровольно обязанности по сохранению мира и порядка в российском обществе) его (движения «Антифа») члены не выполняющие, исказив свою искусственную сплоченность до наоборот, то есть злоупотребления своим численным превосходством над остальными гражданами, находился вместе с неустановленными в ходе следствия своими соратниками в количестве не менее четырех человек около клуба «Культ».
Читать дальшеВ отделениях на демонстрантов составили протоколы с традиционными для таких мероприятий формулировками. Участники акции обвинялись в том, что они нецензурно выражались и переходили улицу в неположенном месте. По свидетельствам очевидцев, движение для автомобилей по Лиговскому уже было перекрыто. После составления протоколов у молодежи незаконно потребовали пройти дактилоскопию, а тем, кто отказывался, угрожали «проблемами». Правозащитники успели попасть в 11-е и 15-е отделение, где милиционеры избили парня. Причиной послужил найденный значок с надписью «A.C.A.B.», что означает «all cops are bastards» («все милиционеры — ублюдки»). Примерно через пять часов арестованных начали отпускать.
Намного сложнее оказалась ситуация с несовершеннолетними из Москвы. Семеро из них были доставлены в спецприемник для малолетних правонарушителей. Как сообщил Евгений Счетов, сотрудница учреждения была сильно удивлена, когда к ним привезли молодых людей, обвиняемых в переходе дороги в неположенном месте. Обычно задержанных несовершеннолетних по такому малозначимому обвинению ждет депортация и суд по месту жительства. 2 мая состоялось слушание о продлении срока содержания до 30 суток. Похожий случай был во время питерского антисаммита «Большой восьмерки» в 2006 году. Тогда родителям пришлось срочно выкупать билеты до Северной столицы и забирать своих детей из «обезьянников».
Реакция чиновников на милицейский беспредел оказалась, мягко говоря, странной. В своем интервью интернет-газете «Фонтанка.Ру» Леонид Богданов, согласовавший проведение шествия, сказал, что «у задержанных антифашистов, а также представителей движения «Воля народа» при себе бумаги, подтверждающей согласование на их участие в акции, не было». Через некоторое время фраза «не было» куда-то исчезла, о чем свидетельствует кэш «Яндекса». Таким образом, смысл новостной заметки терялся. «Часкору» в редакции «Фонтанки.Ру» ответили, что это ошибка корреспондента. В комитете по вопросам законности, правопорядка и безопасности смутно отвечали, что Леонид Павлович «будет попозже», и направляли по разным инстанциям. Пресс-служба вице-губернатора никак не смогла прокомментировать разгон демонстрации. Смольный молчал. В конце концов Леонид Богданов отправил «Часкор» к начальнику отдела по работе с правоохранительными органами Н.В. Струментову. Николай Валерьевич прокомментировал эту ситуацию: «Бумага с согласованием действительно существует. Но у задержанной группы граждан такой бумаги не было, им было предложено разойтись. Затем милиция арестовала их за нарушение общественного порядка. Кто вел себя адекватно — прошли, остальные были доставлены в отделения милиции». На вопрос о задержанных организаторах акции, среди которых был Евгений Счетов, который согласовывал шествие с Богдановым, Николай Валерьевич сказал, что «сейчас ответить не готов».
Некоторые СМИ пытались оправдать действия ОМОНа, напирая на то, что колонна анархистов подралась с националистами из ДПНИ. Очевидцы утверждают обратное. профессор СПбГУ Волохонский В.Л. в своем блоге пишет: «Вот такая вот история. Если кто-то проявит инициативу, согласен ходить по судам и прокуратурам, заявлять и свидетельствовать по всему увиденному. Потому что это следующий шаг власти — полное задержание всех участников санкционированного мероприятия без каких-либо вообще оснований. Просто потому, что им не нравится, как они выглядят». Возможно, это продолжение негласной кампании «Неформал», в ходе которой молодые люди с нестандартной внешностью попадают «на карандаш». Или дополнение к введенному комендантскому часу для подростков. В любом случае так продолжаться больше не может. Разгон согласованной демонстрации — это беспредел. Но арест детей — беспредел вопиющий».