В PinchukArtCentre завершилась одна из самых оригинальных выставок прошлого года — первая выставка в Центральной и Восточной Европе известной японской художницы Марико Мори. Были представлены работы последних 15 лет — фотография, живопись, скульптура и инсталляция.
Инопланетяне взялись за руки
Выставка Марико Мори получила свое название Oneness («Единение») от одной из центральных работ экспозиции, созданной в 2003 году после теракта 11 сентября в Нью-Йорке. Шесть инопланетян высотой один метр стоят на круглой площадке, взявшись за руки.
Марико Мори и раньше обращалась к теме одиночества и аутсайдерства, испытав на себе чувства пришельца, когда переехала в Лондон. Еще не зная языка, не до конца ориентируясь в незнакомой культуре, ощущала недоброжелательное отношение общества. Агрессия и страх перед чужаком, особенно после известных событий, были велики: формообразующи.
Марико Мори о своей выставке в Украине
«Основная концепция выставки, через искусство, науку и технологии отыскать тот универсальный язык, который был бы понятен всем людям, и дать возможность посетителям выставки почувствовать себя одним целым друг с другом, природой, Землей и всей Вселенной. Ведь мы все когда-то были единым, и только развитие цивилизации разъединило нас, создав языковые, географические и социальные барьеры».
Инопланетяне такие же живые существа, как и мы. Если дотронуться ладонью до груди инопланетянина, у него начинает биться сердце, загораются глаза.
А если шесть человек одновременно дотронутся, освещается вся площадка. Звук сердца у каждого инопланетянина разный, потому что инопланетяне, как и люди, разные.
Работы Марико Мори впервые были представлены в Центральной и Восточной Европе. Чтобы организовать ее выставку, требуется не только много денег — должно быть определенное, готовое к высоким технологиям пространство. Именно таким пространством в Киеве и оказался PinchukArtCentre.
Одна из работ («Капсула пробуждения») подключена по оптоволокну к радару, стоящему на крыше. Он ловит солнечный свет и передает в огромную стеклянную капсулу, которая в свою очередь расцветает внутри яркими красками.
Виктор Пинчук о выставке Марико Мори
«Творчество Марико Мори - о любви, о связи между людьми, о связи цивилизаций. Это уникальный художник, ведь она объединяет идеи и чувства. Она объединяет восточную культуру с западной. Она объединяет очень традиционное с ультрасовременным. Мы стремимся знакомить украинскую публику со всеми наиболее интересными направлениями и тенденциями в мировом современном искусстве, а также с самыми интересными его представителями».
Другая работа («Лунный камень»), созданная по форме древнего английского камня, относящегося к доисторической эпохе, подключена к специальному оборудованию, расположенному в Японии.
С опозданием в шесть часов — именно такова часовая разница между Киевом и Токио — на камень передается информация о приливах и отливах в Токийском проливе. Камень меняет свой цвет от голубого (прилив) до красного (отлив), точно повторяя влияние Луны на Землю.
Еще одна монументальная работа — монолит из стекла и света весом в три тонны, также повторяющий внешний вид английских каменных столбов. Он подключен к научно-исследовательскому центру Kamiokade в Японии.
Центр находится под землей на глубине один километр, фиксирует и изучает влияние на все живое поступающих из космоса нейтрино-частиц, возникающих при образовании сверхновой звезды.
Поскольку новая звезда появляется раз в 100—150 лет, то создана компьютерная симуляция, где возникновение сверхновой происходит каждый час одиннадцать минут. Преобразовавшись в разноцветные цвета, камень оживает. Переведя, словно с другого языка, вселенское понятие времени на человеческое, Марико Мори показала, насколько кажущаяся темная пустота космоса может быть живой и активной.
В PinchukArtCentre нет экскурсоводов, и сложно сказать, насколько посетители проникались идеей космоса и высокими технологиями. Но то, что это было очень красиво, — однозначно. Глядя на звездное небо, мы вряд ли думаем о нем в научном разрезе. Мы просто смотрим.
НЛО из Венеции
И конечно, самым главным экспонатом выставки была летающая тарелка «Волна НЛО». Суперхит 51-й Венецианской биеннале. Ее расположили во дворе PinchukArtCentre под огромным шатром.
Если на все выставки вход бесплатный, то здесь, чтобы попасть в летающую тарелку, надо было купить билет. Но и с относительно дорогим билетом нужно было простоять почти полдня, чтобы попасть внутрь.
Кристин Цветанов-Паркин, директор студии Марико Мори в Японии (из интервью газете «Эксперт-Украина»):
«Часто между замыслом и воплощением лежат годы. Работу над инсталляцией, изображающей НЛО, мы начали в 1999 году, а впервые выставили ее в 2003-м. Сначала Марико хотела, чтобы работа висела в воздухе, для чего нужно было создать магнитное поле, которое поддерживало бы конструкцию. Технологически такое осуществимо, но оказалось, что могли бы возникнуть проблемы у посетителей, имеющих в теле металлические медицинские устройства.
Вообще эта инсталляция — сочетание стольких компонентов, начиная от чисто скульптурных и заканчивая технологическими и компьютерными решениями, что всякий раз, когда мы ее собираем, я не могу понять, как мы изначально решились на этот проект. Особенно сильным это чувство было на 51-й Венецианской биеннале, где не было нашей команды и пришлось нанимать на работу местных жителей и объяснять им, что делать».
Только три человека одновременно могут зайти в летающую тарелку. Там они садятся на три оригинальных сиденья из техногеля, к их головам присоединяют разнообразные сенсоры. Сенсоры снимают сигналы активности головного мозга (мозговые волны бета, альфа, тета, низкие и высокие герцы) — правого и левого полушария.
Программа преобразует сигналы в видеоарт, и зрители могут наблюдать, как именно работает их мозг.
Что более развито — левое или правое полушарие, и как они синхронизированы, насколько мозг спокоен или возбужден, сосредоточен или медитативен.
Когда левая картинка совпадает с правой, это означает, что человек благодушен и находится в равновесии.
Несколько лет назад Марико Мори уже делала подобную работу. Она называлась «Храм мечтаний» и внешне походила на буддийскую пагоду. Туда мог зайти только один человек, и вокруг него возникало видео. Но заметив, что людей пугают символы других религий, стала искать объединяющий. НЛО явилось тем самым объединяющим символом, который был понятен всем без исключения, невзирая на религии, возраст и пол.
Выставка, начинающаяся с инопланетян — пугающих чужаков, которых нужно обнять, чтобы узнать, что у них тоже есть сердце, закончилась загадочной и манящей летающей тарелкой.
Прямая речь
О том, как была организована такая сложная выставка, мы расспросили арт-директора PinchukArtCentre Питера Дорошенко. Питер Дорошенко — американец украинского происхождения, действующий директор центра современного искусства Baltic (Англия).
— Как долго готовилась выставка Марико Мори?
— Больше года. Это очень долгая процедура. Сначала она приезжала посмотреть пространство. Мы долго обсуждали, какие именно работы могут быть представлены. Марико очень хотела показать свои работы в этой части Европы и была заинтересована именно в нашем пространстве.
Документацию готовили пять месяцев. Японские дизайнеры создали компьютерную модель этажей, прорисовав размещение каждой работы с точностью до сантиметра.
Когда все было готово к тому, чтобы начать монтаж, приехала Марико Мори и провела тут 16 дней, работая по 10 часов каждый день.
Была создана так называемая «белая библия» — два тома технической документации, один из которых был у нас, а другой в Японии. Каждый день техники по странице сверяли работу с компьютерной моделью. В это время PinchukArtCentre не работал почти 20 дней. А когда мы закончили, японцы сказали, что это рекорд, нигде в мире так быстро не собирали выставку Марико Мори.
Пожалуй, это одна из самых технически сложных выставок в мире. Поэтому Марико не делает больше одной выставки в год.
— Как воспринимали выставку посетители и как воспринимала сама Марико Мори украинского зрителя?
— Марико присутствовала на открытии и была поражена скорее не тому, что было много народа, а тому, как они смотрели. Слившись с посетителями, не зная языка, она просто наблюдала за их лицами.
Конечно, ей сложно было сохранить инкогнито, ее узнавали и подходили высказать свои впечатления. Судя по всему, она осталась довольна общением с украинским зрителем.
Выставка открылась в День космонавтики. А ночью Марико просидела четыре часа у себя в номере перед телевизором, смотря по ВВС фильм про Гагарина. После она сказала, что по-другому взглянула на свои работы.
Тема космоса, микро- и макромиров — основная для Марико. Соединяя через высокие технологии космос с изображениями древних камней, она пытается соединить то время, когда цивилизация еще не вмешалась в человеческое существование, с нынешним. Тогда не было географических, экономических, языковых разделений. Поэтому английские камни так напоминают японскую культуру каменных садов. Все было едино. И вера была одна — в природу, в солнце, луну, небо, землю, камни.
Понимая космос и то, что человек не пуп вселенной, а всего лишь ее небольшая часть, она надеется вернуть ощущение единства всех живых существ. Цивилизация разъединила нас, но именно она может и соединить, когда мы поймем и впустим в себя космос. Тогда инопланетянин как символ одиночества и аутсайдера в обществе станет не чужим, а родным. Станет нами.