Последствия глобального экономического кризиса докатились и до российской армии. Об этом в конце января стали сообщать некоторые независимые источники. Впервые за последние 10 лет военнослужащим и военным пенсионерам в массовом порядке стали задерживать жалованье, а офицерам сообщили о сокращении ряда премий. При этом министерство обороны рапортует о новых наградных выплатах лучшим защитникам Отечества. В парадоксальной ситуации разбирался «Часкор».
Центральные каналы телевидения в патетичных подробностях рассказывают о новой инициативе Министерства обороны РФ. С голубых экранов нам широко улыбаются счастливые лица молодых лейтенантов. Еще бы — есть чему радоваться. С января лучшие 37 тысяч из них в течение всего года будут получать именные наградные выплаты сверх должностных окладов в размере от 65 до 135 тысяч — в зависимости от звания и занимаемой должности.
В жизни картина иная. Большинство офицеров, для которых эти премии предназначены, энтузиазм высшего руководства не разделяют. «Это катастрофа, — негодует в беседе с «Часкором» зампредседателя Центрального комитета Независимого профсоюза военнослужащих РФ Игорь Курочкин. — Разделять воинский коллектив по этому принципу неправильно. Абсолютное большинство военнослужащих говорят — лучше платите меньше, но большему количеству. Представьте, если два человека в одном экипаже, один получает 10 тыс. рублей, а другой 50 тысяч. Один другому будет говорить: «Тебе больше платят, ты и работай». Может, идея военных чиновников и хорошая, но благими намерениями куда дорога вымощена?»
До сих пор не совсем очевидно, по какому принципу обозначенные выплаты будут распределяться. «Обещают, что создадут комиссию, которая будет замыкаться чуть ли не на министре обороны, — продолжает г-н Курочкин. — Но уже известен случай, когда эти надбавки распределяли командиры и его заместители, причем, естественно, между собой. Это получается повторение ситуации 2002 года, когда избирательно увеличили премии тем, кто относится к центральному аппарату министерства обороны». «Может начаться дикая грызня между офицерами. Давать будут не лучшим, а «своим». Ершистых и талантливых военных премиями будут обделять», — добавляет военный эксперт Владислав Шурыгин.
Опрошенные лейтенанты и вовсе имеют смутные представление о загадочной надбавке. «Мне, наверное, этой премии не достанется, — с грустью в голосе рассуждает лейтенант Павел Головач, проходящий службу в одной из подмосковных частей. — Ее вроде получат лучший командир взвода, лучший командир роты, а остальные — нет. Но пока ничего не слышно насчет этой премии». «У нас такого пока нет», — соглашается младший офицер из Санкт-Петербурга Евгений Колязин. «Нам сказали, что будут некоторые премии урезать, а по телевизору лапшу на уши вешают о каких-то 70 тысячах лейтенанту, ничего этого нет», — возмущается старший лейтенант Андрей из Орла, попросивший не называть его фамилии.
Действительно, решение о дополнительном стимулировании военных было принято одновременно с сокращением 160 тыс. офицерских должностей и увольнением 120 тыс. прапорщиков. Подобные тенденции, по мнению специалистов, крайне негативно отражаются на общих настроениях в войсках, а вкупе с новостями о задержках зарплат стали подогревать массу негативных слухов. «30% финансирования армии будет урезаться, — поделился с «Часкором» эксперт Владислав Шурыгин. — Планируется отменить все дополнительные выплаты, например надбавки за условия службы, за переработку и прочее. Насколько это всё воплотится в жизнь, пока никто не знает — это всё еще задумки».
Впрочем, работники профсоюза отмечают, что эксперты в данном вопросе сгущают краски. «Это несколько преувеличено, — подчеркнул Игорь Курочкин. — Были случаи с задержкой пенсий у военных в нескольких субъектах. Первые начались в Ульяновской области — задержка произошла на две недели. Сразу, как не выдали пенсию, на следующий день, Виктор Илюхин на заседании фракции КПРФ поднял этот вопрос и заявил, что кризис добрался до армии. Но, насколько нам известно, до конца января все долги по пенсиям военнослужащих были закрыты».
Офицеры, однако, убеждены: задержки будут вновь. «Это не из-за того, что финансовый кризис, — отмечает Павел Головач. — Нам сказали, что какая-то новая система, там что-то с казначейством связано, перерасчеты делали». «В январе немного задержали — на 4 дня, — рассказывает старший лейтенант из Орла Андрей. — Толком не объясняли почему, сказали, что вообще финансирование урезают и особо денег не ждите. Из-за кризиса, наверное, в бюджет меньше денег заложили. Премий и разных бонусов теперь вовсе не будет».
Четкого ответа от пресс-службы Минобороны на болезненный для военных денежный вопрос «Часкору» получить не удалось. Финансовые проблемы не комментируются.
Эксперты между тем отмечают, что начавшийся в армии кризис может привести к тяжелым для страны последствиям. «Это может произойти, если сейчас высшее руководство не вмешается в ситуацию и не остановит весь этот бардак, — рассуждает Владислав Шурыгин. — В результате непродуманных реформ, которые были начаты и не доведены до логического конца, армия сильно деморализована, особенно офицерский корпус. Многие институты, как прапорщиков и мичманов, уже разрушены, идут другие сокращения. Деморализация громадная, а никаких положительных подвижек пока нет. Чем это может закончиться — пока никто не знает».