Киев, Март 14 (Новый Регион, Михаил Рябов) – Лидер непризнанного в православном мире «киевского патриархата» Филарет предлагает предстоятелю Украинской Православной Церкви митрополиту Владимиру объявить о выходе из Московского Патриархата и создать единую независимую Церковь.
Об этом Филарет заявил в интервью украинскому журналу «Тиждень».
«Если он хочет, чтобы в Украине была одна поместная Церковь, он должен отделиться от Москвы», – сказал глава «киевского патриархата».
«Очевидно, что в Московском Патриархате значительная часть духовенства и епископата видят свое будущее в единой поместной Церкви», – добавил Филарет.
В то же время, он считает, что новый Московский Патриарх Кирилл будет всячески противостоять отделению УПЦ МП от Русской Церкви.
«Новый Патриарх Московский решительно будет отстаивать интересы Русской и Церкви, и государства... Он человек разумный, волевой, интеллигентный, но не духовный. Это означает, что вопросы истины, веры для него второсортные. Его основные вопросы земные, церковные, организационные. Поэтому он все свои способности будет прилагать к тому, чтобы сохранить украинскую Церковь за Москвой. Но я уверен, что мы победим. Потому что истина, правда всегда побеждает. Почему развалилась великая сверхдержава СССР? Никто и гадать не мог, что она может исчезнуть, но ведь исчезла. Потому что строилась на неправде. Когда я услышал слова Рейгана, что СССР – империя зла, сначала возмутился. Но со временем понял, что Рейган имел в виду атеизм, безбожие, которое является злом именно в себе. И мы победим, потому что мы правы. Мы хотим жить с русскими в мире и согласии, как родные, но – независимые. Пусть они будут великими, но великими без нас», – пояснил Филарет.
Между тем, он допускает, что, в случае выхода УПЦ МП из подчинения Москве и объединения ее с «киевским патриархатом», отдельные епархии, например Крымская, не согласятся с решением Киева и заявят о прямом подчинении Московскому Патриарху.
«Лучше одна епархия отойдет, но Украинская Церковь будет единой, сильной и признанной. Тогда в Украине прекратится вражда между «киевским» и Московским Патриархатами. И общество будет консолидировано», – считает Филарет.
Он также рассказал, почему «киевский патриархат» не получил признания во время визита на Украину летом 2008 года Константинопольского Патриарха Варфоломея.
«У нас и у Вселенского Патриарха была разная цель. Наша – войти на короткий срок в Константинопольский Патриархат и выйти из него автокефальной Церковью. Его – сделать «киевский патриархат» частью Константинопольской Церкви и таким образом укрепить ее. А автокефалию нам дать в будущем, когда – не известно. Но для нас нет разницы – быть в Московском Патриархате, или в Константинопольском. То есть, вышли из одного ярма – попали в другое», – возмутился Филарет.
«Во-первых, я должен был отречься от «патриаршества». Наша Церковь уже не называлась бы патриархатом, а просто митрополией Константинопольского Патриархата. Мы должны были бы выбрать трех кандидатов на киевский престол, а из них Патриарх уже бы выбрал предстоятеля. В Синод мы бы предлагали трех кандидатов на одно место, а он из трех выбирал бы одного. То есть, условия для нашей Церкви в составе Константинопольского Патриархата были бы худшими, нежели для УПЦ в составе Патриархата Московского», – отметил он.
По словам Филарета, такие условия «киевскому патриархату» выдвинули митрополит Галльский Эммануил (представитель Вселенского Патриархата в ЕС) и генсек Синода Константинопольской Церкви архимандрит Элпидофор.
«Когда я прочитал эти условия, то сказал – нет. Мы можем войти на условиях Киевской митрополии XVII столетия, когда она была в составе Константинопольского Патриархата, но во всем была независима. Тогда епископы и казачество сами выбирали митрополита, сами ставили его и уведомляли про это Константинопольского Патриарха, а тот потом присылал грамоту, что согласен на это», – подчеркнул Филарет.
«Константинопольский Патриарх хочет, чтобы Украинская Церковь отделилась от Москвы. Это его мечта – ослабить Российскую Церковь. Поэтому он и борется за Украинскую. Хочет ее взять себе, а когда отпустит – неизвестно», – признал он.