Утром 18 марта двое сотрудников Первого канала — Эльхан Мирзоев и Олег Пташкин — забаррикадировались на своем рабочем месте в здании телецентра «Останкино» и объявили бессрочную голодовку. По словам журналистов, они готовы были устроить акт самосожжения, если охрана телецентра попытается их выдворить. Основное выдвинутое ими требование — соблюдение трудовых прав.
«Братья и сестры по журналистскому цеху! — писали в своем заявлении журналисты. — Мы, Эльхан Мирзоев и Олег Пташкин, до недавних пор работали на Первом канале в студии спецпроектов. 2 марта 2009 года нам объявили о нашем увольнении. Трудовые отношения с нами прервали с нарушениями наших конституционных и трудовых прав. Неправомерные действия руководства вынуждают нас забаррикадироваться на нашем рабочем месте в «Останкине» и объявить с 18 марта 2009 года бессрочную голодовку! В случае силовых действий против нас мы приняли решение совершить самосожжение — облиться бензином и поджечь себя».
Сегодня, в последний день сдачи апрельского номера журнала MADAME FIGARO, нам сообщили что проект «приостановлен». Текущий номер, который мы готовили месяц, не выйдет. Приносим извинения всем авторам, фотографам, внештатникам и т.д., материалы которых не увидят свет. Можете продать их в другие издания. Вопрос гонораров решается сейчас в Париже.
Читать дальше Утром с журналистами была организована трансляция на сайте, однако сейчас эфир уже не ведется. Около 10 утра дверь в студию была вскрыта. По предварительным данным, ее вскрывали сотрудники охраны Первого канала. Во время штурма Эльхан Мирзоев успел связаться по телефону с одним из коллег и сообщить ему, что «история про бензин — это вранье»: «Никакого бензина у нас нет». Чем собирались поджечь себя сотрудники Первого канала, еще предстоит выяснить. Сейчас мобильные телефоны ни Пташкина, ни Мирзоева не отвечают.
«Очень странные события творились утром в «Останкино», — говорит «Часкору» один из сотрудников телецентра. — Охранники у всех входов лично проверяли пропуска, хотя обычно мы просто прикладываем их к специальному терминалу. Я боюсь, что количество недовольных на самом деле больше, чем двое. Я также боюсь, что у этих недовольных могли просто отнимать на входе и выходе пропуска». Однако эту информацию пока не удается проверить.
Оба журналиста — и Мирзоев, и Пташкин — работали в студии спецпроектов, в последнее время готовили новую правовую программу «Участок». По словам журналистов, руководство канала нарушило их конституционные и трудовые права: «Мы больше не будем терпеть и молчать! Наши требования — восстановить нас в наших должностях с последующим надлежащим увольнением. Увольнение — естественное явление экономической жизни общества, при условии, что прекращение трудовых отношений с работником происходит в рамках закона».
Фотограф Геннадий Авраменко после «Золотого граммофона» написал в своем ЖЖ открытое письмо к организаторам премии: «Прошу вас, уважаемые руководители, дайте нам работать либо не аккредитовывайте вовсе», призвав всех журналистов высказываться. «Надо ломать ситуацию, и не только на данном примере. Профсоюз?» Сообщение попало в пятерку самых обсуждаемых в блогах, было написано много поддерживающих комментариев и в конце получено официальное извинение от организаторов. Обычно на этом всё заканчивается, но Геннадий и его друг фотограф Игорь Родин пошли дальше.
Читать дальше«Несмотря на стереотип, сотрудники телевидения очень часто сталкиваются с грубыми нарушениями своих трудовых прав. Такое происходит и на других каналах. В частности, с нашими коллегами с НТВ, на телеканале «Звезда». Часто с использованием серых схем с «карманным» аутсорсингом. В феврале на Первом канале было уволено несколько десятков человек», — заявляли журналисты.
Мирзоев и Пташкин подали исковое заявление в суд. Также они обратились с жалобой к президенту, уполномоченному по правам человека, в Госдуму и Общественную палату.
Из Госдумы сегодня же последовала реакция на новость. В ходе заседания депутат-коммунист Николай Коломейцев обратил внимание думцев на заявление тележурналистов.
«Их руководство, создавшее на телеканале атмосферу семейного бизнеса, получают при этим десятки миллиардов бюджетных денег», — сказал Коломейцев, по словам которого гендиректор Константин Эрнст «не счел нужным даже объяснить причины досрочного прекращения контрактов». Коломейцев выступил с протокольным поручением двум комитетам Госдумы — по информационной политике и по конституционному законодательству и государственному строительству — «запросить информацию о правомерности создания аффилированных структур на этом канале и законности увольнения».
Ранее Мирзоев и Пташкин работали на канале НТВ. «В прошлом году Олег Пташкин был уволен из программы «Главный герой», — говорит «Часкору» один из сотрудников НТВ. — Сегодня, когда мы пришли утром на работу, слышали, что была объявлена пожарная тревога. Но сейчас всё вообще тихо. Ничего не слышно, никто ничего не скандирует, отряды штурмовые не бегают. Сами узнаем все эти новости из интернета».
На самом деле я довольно хорошо знаю обоих журналистов, с Эльханом мы дружили, когда еще вместе стажировались, а потом и работали на НТВ. Выходец из Азербайджана, продюсер Эльхан Мирзоев больше тянулся к новостям, ездил в командировки, иногда его сюжеты выходили в прайм-тайм. На НТВ с ним был связан один громкий скандал: в апреле 2006 года его избили в метро, несколько молодчиков объяснили тогда азербайджанцу Эльхану, «почему он не должен жить в Москве». Я видела Эльхана с перевязанной головой, он тогда говорил, что обязательно доведет дело до суда. И довел. Позже Тверской суд Москвы приговорил двух обвиняемых по этому делу к полутора годам лишения свободы. Новость широко освещалась на НТВ.
Олега Пташкина тоже хорошо помню. В руководстве НТВ есть такой человек по фамилии Орлов, так вот про Пташкина у энтэвэшников даже ходила шутка: «Плох тот Пташкин, который не хочет стать Орловым». Правда, Олег на эту шутку обижался. Он тоже сначала катался на подсъемки, брал интервью для новостей, потом ушел полевым продюсером в программу «Главный герой». Больше всего любил рассказывать про свои занятия боксом.
«В прошлом году Олег Пташкин был уволен из программы «Главный герой», — говорит «Часкору» один из сотрудников НТВ. — У Пташкина, конечно, может быть своя версия, но в последнее время работы на НТВ он мог спокойно встать и сказать: «Я пошел домой».
Сами энтэвэшники к новости о Мирзоеве и Пташкине относятся по-разному. Некоторые до сих пор с ними дружат, созваниваются. Другие иронизируют: «Да мы как услышали про Олега и Эльхана, так сидим тут и ржем».
А еще говорят, что девочки с Первого канала, пока у ребят были включены телефоны, пытались до них дозвониться и отговорить от этой своей сегодняшней акции.