Общие для русских и ирландцев черты характера — любовь к подвигу при грамотном умении избежать повседневной работы, упрямство, иррациональность, горький, местами питейный юмор (у нас погромче, у ирландцев потише), быстро, неожиданно и неукротимо меняющееся состояние «батрак — разбойник», широта души и взгляд на музыку и танец как на целебное средство.
И мы, и они песней и танцами лечим душу. И у них, и у нас душа ищет отдыха и опоры в песнях и танцах от бесконечных войн, голода, суровой действительности и повседневного гнета, как сказал мой учитель ирландского языка, проклятых жены, начальства, правительства. Только у них еще осталась пусть и во многом грамотно коммерциализованная, но живая народная музыка и танцы, живая традиция. У нас, к сожалению, она для молодых дискредитирована официальной властью и поп-культурой. Та же, которая еще жива, нечасто ищет выход к людям, особенно к молодым. И к такой своей народной культуре тянет меньше, чем пусть к чужой, но еще живой и очень похожей из-за сходности характера и исторических причин.
Поэтому именно ирландская культура, песни, танцы будут здесь популярны если не всегда, то очень долго. И поэтому она всегда будет хорошим поводом оглянуться и заметить то же живое и органичное здесь, в России, и в себе самом.
Навруз — один из самых колоритных и мозаичных праздников в мире, потому что вобрал в себя традиции разных народов и отголоски вероисповеданий, объединив их с простой бытовой необходимостью.
Читать дальшеУвлечение ирландской культурой как раз и дает шанс прикоснуться к народной культуре по-настоящему. Потому что ирландцы как никто научились сохранять свою культуру, да еще и преумножать ее, адаптируя под нее, например, танцы и инструменты разных стран так, чтобы они звучали понятно для ирландца. Там ярче, проще и гораздо цельнее, потому что опыт следующего поколения никогда не отменяет опыта предыдущего, а дополняет его. И вот этой цельности и понятности молодым в нашей народной культуре и не хватает.
В Ирландии одна из самых сильных и цельных народных культур. Вот этой цельности и преемственности у нас и не хватает. На месте нее бывает пустота. Но ненадолго.
Увлечение ирландской культурой — это трамплин. Через некоторое время, научившись понимать народную культуру как таковую именно на примере ирландской, человек обязательно так или иначе обращается к своей культуре, чтобы понять — а как у нас? Петь, танцевать, творить и при этом слушать внутри себя. Таких примеров перед моими глазами прошло много. И в ирландской, и в русской народной культуре начинают находить много занятных параллелей. Чем больше русский человек занимается ирландской музыкой, языком, танцами, тем больше он видит, как много у нас общего при ярких различиях.
Дальше более сознательно ирландской культурой занимаются в основном люди именно корневые по сознанию, находя в ней то, что дополняет восприятие нормального русского человека. И обучаются нормально смотреть на свою культуру через призму ирландской, более цельной и сохранившейся и при этом одновременно похожей и непохожей.
Именно поэтому День святого Патрика никогда не будет настолько же массовым и одновременно настолько же чуждым и навязанным, как, например, День святого Валентина. Этот день может стать неофициальным днем творческой радости — от песни, танца, услышанных и отозвавшихся внутри, от хорошего весеннего настроения. Днем приобщения к живой традиции.
С призывом творить бобрые дела и учредить День бобра жительница Бобруйска обращалась к согражданам на страницах местных изданий: «Я считаю, что на Бобруйщине еще в неполной мере оценен вклад удивительного животного — бобра в создание как самого города Бобруйска, так и непосредственного влияния бобра на повседневную жизнь и менталитет жителей Бобруйщины».
Читать дальшеПри этом есть и просто мода. Ирландцы научились подавать свою культуру как коммерческий бренд. Это помогает у них выживать всем, в том числе и тем, кто занимается народной культурой для себя или профессионально. Они приобщают к ирландской культуре новых энтузиастов и раскручивают бренд. А там, где бренд и мода, всегда полно людей поверхностных. Для них ирландские народные танцы — это на полном серьезе (пока или навсегда) сценические шоу Riverdance или придуманные ирландскими интеллигентами-охранителями спортивные соревнования, ирландские традиции для них — только парад святого Патрика (кстати, изобретенный скорее в Америке), ирландская литература — это Джойс и Йейтс, а ирландская музыка — группа Clannad. Любители моды всегда были и будут.
И есть отрыв и пивной угар и голые задницы на парадах. Их тоже в избытке.
Но душа всё равно будет просить цельного и корневого в любом виде, если только ее еще не совсем съела попса. И ирландская культура в России — очень хороший начальный этап для приобщения к народной культуре вообще.
Так что пиво, парады и Riverdance — это только начало для многих, дальше всё зависит от них.
Все начинают примерно с одного и того же, но имеют шанс пойти дальше. А могут и не ходить.
Светлого ощущения от Дня святого Патрика — крестителя Ирландии и одновременно православного местночтимого святого — хватит на всех.