Мир гоголевской драматургии, мрачный и веселый, отвязанный и странный, влечет постановщиков с самым разным мировоззрением. Кому-то ближе мистика, кому-то сатира, кому-то лирика. Благо тексты Гоголя столь гибки, что позволяют невиданное множество режиссерских трактовок. Буквально — ставить можно как угодно, и будет интересно. Ниже — попытка охватить всю картину и выделить лучшие образцы.
Лучшая мужская роль
Евгений Редько («Портрет», Российский молодежный театр)
Актер блистательно справляется с трудным жанром моноспектакля. Взаимодействуя только с текстом и звуком (в спектакле участвует музыкальный ансамбль «Эрмитаж»), он создает на сцене целый мир, где сочетаются конкретика и метафизика. То распадаясь на множество лиц, то взмывая созерцательным призраком, Евгений Редько завлекает нас в историю загадочного портрета. Позволяя не просто узнать, но увидеть, ощутить всё, что происходит с героями истории.
Лучшая женская роль
Анастасия Сычева («Гоголь. Вечера», студия «СаунДрама»)
Волшебная девушка с трагическими глазами, Сычева — одна из основных звезд «СаунДрамы». Изящная, как цветок, с голосом невиданной силы. Когда она поет, словно свершается колдовство. Шаманство. Ее героини, печальная роковая Панночка в первых «Вечерах» и нежная Парася во вторых, мгновенно западают в память.
Лучший ансамбль
«Женитьба», «Ленком»
В этом спектакле на сцену выходят практически все ленкомовские звезды: Инна Чурикова, Александра Захарова, Виктор Раков, Леонид Броневой, Александр Збруев. Однако «Женитьба» отнюдь не сборник концертно-бенефисных номеров, хотя у каждого актера есть свой коронный выход. Марк Захаров сделал трогательный лирический спектакль о превратностях судьбы, где, как в цепочке, все звенья на своем месте. Индивидуальности вписываются в общую картину именно так, как нужно.
Самый озорной Гоголь
«Нос», МТЮЗ
Версия гоголевского «Носа» была одной из дипломных работ актерского курса Олега Кудряшова в РАТИ. В отредактированном виде спектакль появился на Малой сцене МТЮЗа.
Он считал себя гением и ставил себя рядом с Пушкиным. Задал направление не только философии Серебряного века, но и сразу нескольким направлениям, одно из которых воплотил Толстой, а другое — Достоевский. Все — вплоть до Хармса и Пелевина — обязаны Гоголю. Эссе Константина Рылёва.
Читать дальшеИсторию майора Ковалева, франта и дамского угодника, от которого однажды сбежал собственный нос, молодые актеры разыгрывают в стремительном темпе и с едкой фарсовой интонацией. Все играют по нескольку ролей, только главный герой — един. Роман Шаляпин, обладатель лирической внешности и острохарактерного дарования, точно изображает все перемены, случающиеся с Ковалевым. Традиционный для русских классиков сюжет о «маленьком человеке» здесь превращен в жесткий рассказ о человеческом самодовольстве. Неудивительно, что Нос по части самоуверенности оставляет Ковалева далеко позади. Евгений Ткачук играет его эдаким змеящимся существом с недоброй ухмылкой и царственной статью, уверенно подающим «низшему» руку для поцелуя.
Самый сумрачный Гоголь
«Старосветские помещики», МХТ имени Чехова
Основная тема творчества режиссера Миндаугаса Карбаускиса — смерть. Не как пугающая неизвестность, а как нечто домашнее, уютное. То, что всегда рядом. Не выпадает из общего ряда и его спектакль по одной из самых романтичных гоголевских повестей. История о всесильной любви превращена у Карбаускиса в ностальгию, воспоминание. Герои — милейшая парочка Афанасий Иванович (Александр Семчев) и Пульхерия Ивановна (Полина Медведева) — давно уже пребывают на том свете. А свет этот им то ли снится, то ли грезится. Но главное — что они вместе.
Самый стильный Гоголь
«Игроки», театр «Около дома Станиславского»
Игорь Золотусский: «Сейчас, когда Россия болтается, как корабль, у которого сорвало якорь, между Европой и своей собственной историей, Гоголь нужен нам как воздух. Потому что он знал, что спасение России не в том, чтобы плестись за европейской цивилизацией, а чтобы иметь свой путь».
Читать дальшеРежиссер Алексей Левинский ставит «Игроков» в жанре эдакого вальса с чертовщинкой. Персонажи завораживают артистичностью и пугают темнотой, проблескивающей в глазах. Компания карточных шулеров увлечена не результатом, а процессом, деньги же — дополнительный манок, чтоб интереснее было. Игра как принцип. Как способ существования. Пьеса звучит свежо, в тексте выявляются новые акценты. Элегантное, ироничное, немного печальное зрелище. Поэтичное. И очень живое — словно про нас с вами.
Самая необычная трактовка
«Гоголь. Вечера», части первая и вторая
Режиссер и композитор Владимир Панков решает гоголевские сочинения — «Майскую ночь, или Утопленницу» и «Сорочинскую ярмарку» — в своем традиционном ключе: через звук. Строчки текста рассыпаются камушками, дробятся, льются. Шелестят, кричатся, выпеваются. Первые «Вечера» наполнены страстью и колдовством, вторые — разморенностью и спокойствием летнего дня. Сюжет здесь не главное, как и изобразительный ряд: всё внимание к музыке. Сплетаются воедино фрагменты классики, фольклорные песни, специально придуманные вокализы. Дух захватывает от этого кружения. Оба спектакля втягивают в себя, завораживая, как гоголевские колдуны.
Больше всего Гоголя в репертуаре
Камерный музыкальный театр Бориса Покровского
Строго говоря, здесь идет не совсем Гоголь. А Чайковский, Мусоргский, Шостакович. Но в первоисточнике у всех опер — а их четыре — именно Гоголь. К нынешнему юбилею театр даже собирает все эти спектакли в небольшой фестиваль. И посмотреть их все вместе окажется весьма любопытно. Музыка различается и временем написания — рядом с классическими авторами отлично уживается Владимир Дашкевич со своим «Ревизором», — и интонациями. Такого изобилия гоголевских сюжетов — помимо «Ревизора», здесь идет «Сорочинская ярмарка», «Черевички» и «Нос» — нет ни в одном столичном драматическом театре.