Новый альбом Земфиры неожиданно появился в интернете еще до официального релиза. В беседе с генеральным директором компании Real Records Андреем Лукиновым я пытаюсь понять, почему компания не хочет выпускать новую Земфиру.
Нет, невозможно отделаться от имени Земфиры. Вполне сознательно авторы проекта <Таня Зыкина> сделали ижевскому самородку узнаваемое звучание Земфиры первых лет карьеры, оставили только те вокальные дорожки Зыкиной, которые до степени смешения похожи на вокал Земфиры.
Читать дальшеНадо сказать, что Андрей Лукинов — один из самых уважаемых людей в российском рекорд-бизнесе. Он начинал еще в перестроечные 80-е. Сейчас возглавляет немалое множество компаний, среди которых ПЦ Игоря Матвиенко, Mainstream Production (специализирующийся на поп-релизах) и лейбл Real Records, выпустивший бесчисленное количество заметных рок-релизов — от «Алисы» от Земфиры. С его мнением считаются, он зря слов на ветер не бросает.
Скандальная история с так называемыми би-сайдами Земфиры довольно длинная. Певица должна была выпустить этот альбом еще несколько лет назад, но то и дело переносила выход релиза под разными предлогами.
Поклонники Земфиры знают о ней из появляющихся и затем исчезающих постов Земфиры на своем сайте и ее же редких и весьма туманных интервью. Другая сторона молчала несколько лет. И только теперь, когда альбом неожиданно всплыл в интернете, «Частный корреспондент» получил эксклюзивный комментарий от самого Андрея Лукинова.
— Почему такой длинной получилась история с би-сайдами Земфиры?
— Real Records подписал договор с Земфирой 25 февраля 2005 года. Причем несколько договоров одновременно: на «Вендетту», концерт в «Олимпийском» и би-сайды. По би-сайдам Земфира получила немалые отсрочки по времени, пользуясь нашим хорошим к ней отношением. Почти четыре года мы его ждали. Причем оправдания у нее были разные, но исключительно субъективного характера. Не то чтобы пропал голос.
Вся сделка была спланирована так, чтобы извлечь максимальную прибыль и для компании, и для артиста. Артист получил фиксированное вознаграждение за определенное количество экземпляров носителей, а свыше этого порога должен был получать роялти. Как по «Вендетте», так и по би-сайдам, ставшим позднее «Z-сайдами».
— В договоре были предусмотрены санкции за срыв сроков?
— Конечно. Но между артистом и компанией многое было основано на личных отношениях. Ведь было рассчитано так: выходит «Вендетта», через полгода — би-сайды. Вся рекламная кампания планировалась по нарастающей, чтобы к выходу би-сайдов собрать «Олимпийский». Чтобы заработали все. Но поскольку би-сайды сорвались, то сорвалось и всё остальное.
Через некоторое время стало понятно, что все отсрочки по сдаче материала продлеваются фактически в бесконечность. А деньги уже были нами выплачены вперед на 100%.
— Выплачены сразу?
— Да, в 2005 году Земфира получила полную сумму за альбом би-сайдов. И, как ты знаешь, с тех пор многое изменилось. Ушел такой носитель, как кассеты. Почти ушел носитель CD. Остался, по сути, только цифровой канал сбыта, который пока еще толком не монетизируется.
— За это время Земфира выпустила альбом «Спасибо». Почему она не отдала его вам в качестве би-сайдов?
— За это время вышло много что. Вышли, например, концертный live-альбом и сборник видеоклипов на Real Records. По «Вендетте» мы выкупили не только смежные, но и исключительные авторские права. И без разрешения компании как издательства Земфира не может легально издать любые фонограммы или видеоклипы с этими произведениями. Позиция компании проста — мы не разрешим использовать какие-либо «новые» фонограммы с этими произведения кому-либо до момента исполнения обязательств перед нами по би-сайдам. Та же история произошла и с DVD «Зеленый театр в Земфире», в нем нет треков из «Вендетты». Только тогда, видимо, Земфире стало понятно, что дело серьезно.
Интернет существует для музыки. Можно скачивать и прослушивать любую музыку в любом месте земного шара. И не важно, что именно слушаешь - китайский фанк или русский рок, - всегда найдется сообщество тех, кто слушает именно такую же музыку.
Читать дальшеЕсть такая пословица — «В долг берешь чужие деньги, а отдаешь свои». Так вот, я могу ошибаться, но мне кажется, что к моменту выхода «Спасибо» у артиста кончились деньги. И Земфира сообщила, что «Спасибо» — вовсе не тот альбом, который должен выйти на Real Records. Дескать, разные они. И он вышел в ИД «Коммерсантъ». Большинство рекорд-компаний, зная об обязательствах Земфиры перед «Реалом», попросту отказались выпускать этот альбом. Деньги деньгами, но мы вместе работаем и между компаниями внутри рекорд-бизнеса есть взаимопонимание.
— В чем была мотивация певицы?
— Это вопрос к Земфире. Я думаю, что ей просто понадобились деньги. Обязательства в тот момент ее уже «не интересовали».
Мы все свои обязательства выполнили, оплатив всё авансом. Не нужно искать никаких подвохов. Я читал некоторые интервью Земфиры, где она говорила о том, что чуть ли не вырвалась на свободу, дескать, отношения между ней и «Реалом» себя исчерпали. Забавно.
Альбом би-сайдов был сдан в конце ноября 2008 года. Причем он записывался и сводился на «Мосфильме» осенью прямо перед сдачей.
— Почему возникла пауза в выходе альбома Z-сайдов между ноябрем и… И чем?
— Выпускать альбомы стало невыгодно. Альбом нужен новому артисту, чтобы заявить о себе. Но альбомы перестали продаваться! Продаж сегодня фактически не существует. Разрушены товарно-денежные отношения с сетями, особенно в регионах. Розница просто не платит — ни в отсрочку, никак. Пока ситуация не восстановится, нет никакого смысла выпускать альбомы.
— Дальше будет только хуже.
— Определенный круг людей, которые покупают CD, останется всё равно. Если кого-то устраивает качество того слива в интернете, то он и не рассчитывал покупать диск. Кто захочет, тот купит. И мы выпустим его тогда, когда это будет оптимально для компании. Во всех смыслах. Выпустить только для того, чтобы выпустить? «Реал» готов был выпустить его в 2005 году! Понятно, что отбить те деньги, которые были выплачены нами в 2005 году, уже невозможно.
Меня смущает, что слив произошел перед большим релизом другого артиста Real Records (имеется в виду Таня Зыкина). Хотя я вовсе не сторонник конспирологических заговоров. Наши юристы будут подавать в суд на тех, кто слил треки в интернет. Надо понимать, что слить неопубликованные фонограммы — это еще хуже, чем пиратство легального CD.
— Вы нашли того, кто слил?
— Юристы занимаются. Найдем.
— То есть еще не нашли?
— Когда будут доказательства, я скажу, что нашли. Бездоказательно говорить не буду. Найдем! Real Records будет стоять на защите как своих интересов, так и интересов индивидуального предпринимателя Рамазановой Земфиры Толгатовны. Которая точно так же, надеюсь, заинтересована, чтобы мы заработали на этом релизе и заплатили ей теоретически возможные положенные роялти.
— Вариант, что этот слив могла организовать сама Земфира, не обсуждается?
— Как версия всё может обсуждаться. Но это как по пословице «Назло бабушке отморожу уши». Земфира не производит впечатления неразумного человека. Может быть, она импульсивна, но не в смысле бизнеса. Земфира всегда внимательно вчитывается в договор, смотрят ее юристы, бухгалтеры… И только затем подписывается договор. Как бизнесмен Земфира Толгатовна Рамазанова очень правильный человек.
— То есть вы положили «Z-сайды» на полочку и ждете, когда дистрибьюция выздоровеет?
— Конечно, мы выпустим эту пластинку. Но тогда, когда это станет выгодно. Смысл прятать был бы в том случае, когда она чему-либо мешала бы. Но пластинка ни по качеству, ни по содержательности ничему не мешает. Скорее наоборот.
Интересно, что слив в интернете тут же оброс домыслами. Дескать, это не всё, будут еще треки… Нет там больше ничего! Там список из девяти песен, которые Земфира нам сдала по договору. (Андрей Лукинов показывает мне договор от 25 ноября 2008 года, там перечислены девять песен, те самые, что уже засветились в интернете.) Это всё, что мы можем законным образом выпустить. Но сначала мы найдем тех, из-за кого пострадали интересы в том числе Земфиры.
— Есть какие-то зацепки?
— Есть. Многие думают, что есть какое-то противостояние между нами и Земфирой. Но это была обычная сделка: купил, потом продал. Необычным было только очень доброе отношение к артисту. Земфира, кстати, до сих пор аккуратно регулярно получает от нас причитающиеся ей авторские отчисления на свой расчетный счет. Это бизнес.
— Земфира имеет право запустить какую-либо из этих песен на радио?
— Нет, неопубликованную песню запустить на радио нельзя — тут же последует иск к радиостанции.
— А Real Records может?
— Конечно, может. В качестве промо. И мы обязательно предложим песни радиостанциям перед выходом пластинки.
— Какой трек поставите первым?
— Если интересует мое мнение, то мне ни одна песня не нравится. Но тут многое зависит от программных директоров радиостанций.
***
Земфира — Z-сайды
Неопубликованное, 2009
Этот альбом не похож вообще ни на что из выходившего ранее. До сих пор у Земфиры просматривалась линия нарастания сложности аранжировок и взросления текстовых посылов. Последний альбом «Спасибо» (2007) стал самым буржуазным по содержанию и самым изощренным по форме. Но «Z-сайды» необыкновенно просты во всех отношениях.
Скачать полностью свежевышедший альбом таким способом пока затруднительно. Но всё дело в том, что альбомы целиком востребованы у всё более меньшей доли скачивающих. Их всё больше интересуют одна-две хитовые песни из альбома, остальные им совсем неинтересны. Времена, когда каждый альбом Rolling Stones или <Аквариума> становился событием и каждую песню из них заслушивали до дыр, прошли. Значит, законы надо менять.
Читать дальшеТакое впечатление, что писала его не нынешняя Земфира, а 16-летняя девочка, живущая в Уфе. Слышна узнаваемая труба Константина Куликова, слышна знакомая гитара Топчия. Но перед ними словно поставлена задача вернуть музыку из нынешнего мрачного, на грани психиатрического диссонанса душевного состояния певицы в солнечный романтический период времен «Ромашек». Получается с трудом. Мешает сама Земфира, угрюмая, тянущая энергию на себя.
Даже две лучших баллады альбома — «Австралия» и «Не стреляйте» — обессилены отсутствием того задора, который есть в текстах. У самой Земфиры больше нет веры в лучшее, той веры, с которой написаны строки баллад.
Как бы ни сложилась судьба этого релиза, уже понятно, что в номерные альбомы ему не встать. Он кажется сумрачной шуткой гения, хлебными крошками с богатого стола. Попыткой Земфиры вернуться в пронизанную надеждами юность, причем неудачной попыткой.
Земфира уже стала лучшей певицей страны, стала весьма богатым человеком. Но счастья это ей, как видно, всё же не приносит. Цельного единства лирической героини и ее помыслов и надежд, как это было у Аллы Пугачевой в золотой период творчества, ее наследнице достичь всё никак не удается…