Одним из навязчиво продвигаемых сегодня на книжном рынке явлений стал трёхтомный «Проект Россия». Проект предельно хвастливо, хотя и безуспешно, претендует на интеллектуальную гегемонию в России и чуть ли не открытие нового мировоззрения. Противоречивость и поверхностность анонимных авторов уже разобрана в
рецензии В. Куренного. Однако «Проект Россия» имеет не менее амбициозную побочную ветвь художественно-конспирологического характера в виде двухтомных «Воинов креатива». И эта ветвь, откровенно формулирующая ценности и цели интеллектуалов, близких к российскому правящему классу, заслуживает отдельного рассмотрения.
С верой в бессмертие
В кратком изложении сюжет «Воинов» выглядит следующим образом. Ключевая ценность глобальной экономики — бренды, идеи, смыслы, способствующие рыночному продвижению товаров, — креатив. Ведущей её отраслью становится рынок РИТМа (Реклама, Изображение-Текст, Мелодия-Мода-Маркетинг).
Российские креативщики, объединившись и заручившись поддержкой Кремля (встречами в Кремле начинаются и заканчиваются обе книги «Воины креатива»), смогли завоевать мировой рынок РИТМа, используя уникальные технологии «творческого озарения». Попутно выяснилось, что креатив является не только доходным бизнесом, но, что важнее, инструментом политического доминирования, тотальной переделки России и мира. Влиятельным учреждением страны становится Главсмысл, генерирующий идеологические основы нового общества.
Вся их интеллектуальная подготовка является популярно-публицистической, доведённой до предельного «размаха и независимости», согласно вышеприведённому определению брехни.
Читать дальшеКреатив используется вокрами (сокр. от «воины креатива») для реализации следующей задачи: «Завоевав мировой рынок РИТМа, вокры собирались когда-нибудь окончательно убедить развращённый мир в том, что БОГ есть». Во второй книге «Воинов» выясняется (поразительное открытие!), что мировая экономика и политика подчинены интересам узкой касты олигархии. Каста глубоко законспирирована, а целые отрасли экономики, президенты, спецслужбы и парламенты не более чем пешки, второстепенные элементы одной большой игры, конечная цель которой — обеспечение личного бессмертия (!) мирового правительства.
Какова же в таком контексте цель вокров? В духе Прометея — отнять монополию на бессмертие у земных богов и отдать её человечеству. Однако при обращении «воинов» к конкретике пафосная риторика обращается в банальные манипуляции, призванные приобщить современников к мистическим идеалам праведности, которые, кроме как верой в Бога, ничем иным не постигаются.
Логика от лукавого
Авторами «Воинов» настойчиво аргументируется мысль, что все невзгоды России обусловлены кознями врагов. Основные враги — это мировая закулиса, а российская оппозиция — её коллективный агент. Сами авторы позиционируют себя как патриотов, но при этом действуют анонимно. По их словам, «свобода возможна лишь при одном условии — абсолютной анонимности политического действия». Враги тоже анонимны. Однако не является ли зло, которое нельзя назвать и обозначить, лишь игрой воображения?
Зачем авторам «Воинов» потребовалось выдумывать глобальных злодеев и намекать на мировые заговоры, если в России полно общественных несправедливостей, творящихся здесь и сейчас, — непонятно. Но стоит заменить их на лояльных друзей, обязанных своим избранием России, как страна расцветёт.
Согласно мифологии «Воинов» прорыв к лучшей жизни устроить просто. Экономика и политика ничего не значат. Главное — вера в чудо, которая почему-то в книгах «Воины креатива» именуется верой в Бога. Пара рекламных трюков — и вся предшествующая история отменяется, а общественное мнение разделяет те ценности, которые ему навяжет секта вокров. Стоит внушить миру, что Россия — это модно и современно, и в стране сам собой начнётся подъём ВВП.
Остаётся неуточнённой сущая мелочь: как произойдёт модернизация, куда исчезнут противники и оппозиция, каким образом российские товары станут конкурентоспособными на мировом рынке. Всё случится само собой: общество станет справедливым, экономика — инновационной, культура — передовой, а преступность самоликвидируется. Несколько фокусов (следите за руками) — и общество преобразится. Это нечто среднее между маниловщиной и игрой в напёрстки.
Кризис целей, или Наше давно забытое будущее
Показательно, что в «Воинах», как и в «Проекте Россия», идеология так и не сложилась. Авторы «Воинов» на самом деле боятся идеологии, так как она всё же рациональна, требует аргументации. Нужны усилия, чтобы люди её усвоили, а завтра эти же самые люди будут задавать тебе неприятные вопросы на тему «верности партии». Лучше уж пробавляться «креативом»: быстрее и дешевле.
Детский сад и элементарная школьная философская невежественность: чтобы нечто опровергнуть, надо говорить то, что может быть или истинным, или ложным. То, что можно проверить. Брехню опровергнуть нельзя, потому что она совсем для другого: брехуну безразлична истинность и ложность.
Читать дальшеПоэтому «воинам» не требуется внятная идеология или программа социально-экономических преобразований, которые они подменяют интеллектуальными манипуляциями с вечными вопросами. Парадоксально, что их полностью не устраивает либеральная современность и в то же время они воздерживаются от критики нынешних элит. Поэтому истинная цель «воинов» — в недопущении альтернатив существующему порядку, даже если для этого придётся пожертвовать современностью. А единственный рецепт, который они реально предлагают, — сплочение народа вокруг «патриотической» элиты, партии и вождя, действующих во враждебном мире, невзирая на неустранимость и умножение социально-экономических дисбалансов и неполадок.
Возвратимся к исходному вопросу о намерениях авторов. Возникает впечатление, что они толком не знают, чего хотят, но им при любом раскладе хочется быть наверху. Для этого, как им кажется, надо сначала разрушить очень широко понимаемую идею демократии, устранить идеологии, а потом управлять людьми с помощью креатива.
Авторы делают акцент на возможности формирования принципиально новых элит, которые верят в Бога, предвидят будущее и мыслят стратегически, будучи способны выходить за пределы собственной земной жизни и эгоистических интересов. Но где взять такие элиты? Уж не из рядов ли тех, кто отвечает теперь за разные аспекты общественной жизни, по поводу которых у населения за постсоветский период накопилось немало вопросов, начиная с проблем ЖКХ и детских садов и заканчивая национальной стратегией развития России? И накопившиеся вопросы вполне конкретны, как и несущие ответственность за их разрешение люди. Но к элитам у авторов вопросов как раз нет.
Зачем тогда новый «проект», если по прочтении складывается понимание, что вокры поддерживают статус-кво? Избегая артикулирования собственной осмысленной позиции в пространстве российской современности, авторы избирают иную тактику — популиста, который легко мимикрирует, не неся ответственности за сказанное, но всегда готов прагматично перестроиться в зависимости от обстоятельств.
Осуществляется грубая подмена целей средствами — всемогущим креативом и рекламными технологиями, которые превращаются в панацею от всех бед, гасящую любое народное недовольство. Авторы отрицают все традиционные идеологии, ставя себя выше их и декларируя, что ценности и политические режимы не более чем конструкционный материал для элит, опирающихся на силу, будь то сила креатива или просто сила, которая права только потому, что сильней. Или поскольку её творцы верят в Бога, а потому «право имеют».
Но само обращение политической мысли к конструированию — лишь симптом неработоспособности актуального политического порядка. Предлагаемый рецепт спасения и возвышения России выглядит откровенной ретроутопией. Здесь риторика обращения к Богу подменяется манипуляциями общественным мнением. Поэтому Россия, вместо того чтобы дать образец праведной жизни для остального мира, просто возьмёт реванш и превзойдёт всех противников своей мощью. В результате Бог оказывается во власти у сильных, даже если это творческая сила креатива, а сама вера в Бога превращается в подтверждение избранности и собственного превосходства.
Начав с деклараций о вере, авторы постепенно подменяют Бога соблазном силы, могущества, власти, избранности, принадлежности к вечной и несменяемой элите, прикрытым тонкой плёнкой патриотической риторики. Присоединение к сильным мира сего — соблазн, встающий перед интеллектуалами из любой сферы — религии, политики, экономики, науки, искусства. Но стоит ли поддаваться такому искушению?