Выставки в PinchukArtCentre достойны того, чтобы купить билет в Киев, провести в поезде беспокойную ночь, разрываемую двумя таможнями, выпить в кафе на Крещатике чашечку кофе и к 12 часам подойти к зданию напротив Бессарабки в надежде, что хотя бы с утра не будет очереди.
Марат Гельман
PinchukArtCentre - центр европейского уровня, для постсоветского пространства, пожалуй, единственный такого масштаба, я рад, что имею к нему некоторое отношение. Они взяли на себя функцию представлять мировое искусство в Украине, и выполняют ее весьма достойно.
- Какое отношение вы имеете к PinchukArtCentre?
- Я подал идею создания центра, потом мы с Виктором много ее обсуждали. После, я провел первую конференцию о том, какой этот музей мог бы быть, как он должен развиваться. На сегодняшний день, вся политика ведется самостоятельно, там очень сильные кураторы, например, Александр Соловьев. Сейчас PinchukArtCentre - профессиональная институция, уровня которой у нас пока нет.
- Почему у нас нет, когда может появиться и что для этого нужно?
- Вопрос в личных амбициях, вопрос именно в Пинчуке, как фигуре.
- Недавно Абрамович открыл «Гараж». Может ли он занять такое место?
- Теоретически может, но надо еще доказать. Пинчук сумел доказать всему миру свою состоятельность и занять устойчивую позицию коллекционера мирового уровня. Будет замечательно, если у нас появится подобная институция. Серьезным претендентом, на мой взгляд, может стать Пермский музей современного искусства. «Гараж» все же место не постоянное, временное, и как будет развиваться в дальнейшем никто не знает. Или не понимает. В Перми уже выделено помещение, начался сбор коллекции, составлен план.
Пространство центра современного искусства расположено на шести этажах (первый — вход и служебные помещения, шестой — Белое кафе). Безусловно, в каждой выставке есть своя логика размещения работ, но я предпочитаю подниматься на лифте на самый верхний этаж, чтобы потом, неспешно и методично обходя залы, пешком спускаться с этажа на этаж.
Видеомедитации
Коллекция видеоарта Джулии Стошек расположилась на пятом и третьем этажах PinchukArtCentre. Стошек — один из самых крупных коллекционеров видеоарта второй половины ХХ века.
Построив для своей коллекции музей в Дюссельдорфе, впервые показала ее в 2007 году. Выставка на Украине — первая в Восточной Европе. Джулия входит в комитет МоМА по медиаарту и руководит центром современного искусства в Берлине.
На пятом этаже представлены 12 работ, охватывающие период с конца 60-х (Брюс Нойман и Гордон Мата-Кларк) до наших дней (Кристиан Янковский и Роберт Бойд). Все они объединены темой разрушения/созидания.
Пересказывать видеоарт — это, как в известном анекдоте, «напеть Шаляпина». К тому же субъективность восприятия никто не отменял. Стоя в темноте и смотря по второму-третьему кругу понравившуюся работу, довелось расслышать шепот зрительских впечатлений, в очередной раз поразившись разности восприятия.
Десять минут «16 мм тайны» Кристиана Янковского. По многоэтажному мегаполису идет человек с чемоданчиком, поднимается по лестнице на крышу одного из домов, ставит кинопроектор и экран (зритель не видит, что показывается на экране), заряжает 16-миллиметровую пленку, запускает кино и уходит. Через несколько мгновений высотки на заднем плане, находящиеся напротив экрана, начинают разрушаться.
Кто-то увидел в этом трагедию 11 сентября, кто-то — победу искусства над урбанизацией, а кто-то молча остался посмотреть еще раз, чтобы попробовать разгадать, а скорее придумать тайну 16 мм.
Александр Шабуров
- До последнего времени, в Украине культивировали свою «украинскость», там была внутренняя установка на выставки только «украинских» художников. А самые «русские», они и есть «украинские» – Кабаков родился в Днепропетровске, Михайлов из Харькова, Кулик из Киева, Братков из Харькова, только мы с Мизиным не с Украины. Смешная ситуация, когда в Киеве делали выставки только «украинских» художников, где выставляли наших московских друзей, живущих в Москве или заграницей. Для современного искусства это нонсенс, потому что оно не имеет границ и национальностей.
Этот сугубо украинский феномен был забавен, и я думал, когда же его преодолеют, будут выставлять всех художников вместе с так называемыми «русскими». PinchukArtCentre важен хотя бы тем, что представляет мировое искусство, не разделяя его по национальному признаку.
В январе PinchukArtCentre делает большую выставку русского искусства, где будут представлены художники, которых прежде не выставляли, потому что они «русские». Там не будет ни Кулика, ни Михайлова, ни Браткова. Это некая акция, но все же хотелось, чтобы в следующих выставках «украинских» и «русских» не противопоставляли, чтобы были выставки, где художники не были поделены на два искусственно выделенных лагеря.
- PinchukArtCentre называют одним из самых значимых в постсоветском пространстве, вы согласны?
- Москва больше, чем Киев. Украина довольно большая деревня, приезжая каждый раз, словно попадаешь в советский союз – там тепло, по-домашнему и дружелюбно. В Украине, скажем так, десять современных художников и десять коллекционеров, которые их работы покупают. Украинским художником живется вольготней. В Москве таких покупателей тоже не больше десятка, а художников в двести раз больше.
PinchukArtCentre выделяется за счет того, что в Киеве все наружу. У нас тоже есть частные центры и даже музеи современного искусства. Недавно открылся «Гараж», никак не меньше PinchukArtCentre, желание противопоставить немного надумано.
«Горит» Рейнольда Рейнольдса и Патрика Джолли вызывает еще более сложные чувства. Дом, где живут двое — он и она, горит. Горят стены, столы, стулья, фотографии, книги, еда в холодильнике, но двое, казалось, не замечают этого.
Он читает газету, иногда машинально сбивая ей огонь с рукава, как надоедливую муху. Она читает книгу, перелистывая горящие страницы. Им нет дела до огня и друг друга.
Но в конце пойдет снег, превращая оранжево-красное в белое, и только тогда двое, сидя рядом на диване среди сгоревших развалин, смотря перед собой, дотронутся испачканными пеплом пальцами друг до друга.
Перед этой видеоработой, в отличие от других, нет диванчиков. Нужно смотреть стоя, в толпе, соприкасаясь с чужими плечами. Неудобно, неловко, зрелище огня и человеческого равнодушия царапает внутри.
Когда пошел снег, женщина, стоявшая около меня, вдруг расплакалась и прошептала: «Это моя жизнь». Спустя почти час, просмотрев все и решив перейти на другой этаж, я опять шла через этот зал. Женщина так и стояла там, прислонившись к стене, и, наверное, в десятый раз смотрела, как горит своя-чужая жизнь.
«Вихрь обломков» Дуга Айткена, «Парализованная» Клары Лиден или «Линия, описывающая конус» Энтони Макколла — все это не пересказать. Но на пятом этаже я провела почти два часа.
Гигантизм микромира
На четвертом расположилась выставка одного из самых дорогих фотографов Андреаса Гурски, по совместительству мужа Джулии Стошек. В феврале 2007 года на аукционе Sotheby’s фотография Гурски «99 центов» была продана за 3,3 миллиона долларов, рекордная сумма для современной фотографии.
Огромные полотна, до шести метров, снятые с громадной высоты, за что Гурски получил прозвище Глаз Бога. Он забирается на небоскребы и телебашни, поднимается на вертолете или строит специальные вышки, чтобы сфотографировать.
Но его фотографии еще и иллюзия. Каждый предмет, каждый человек размером с муравья что на переднем плане, что на заднем виден отчетливо, до волоска на голове.
Умом понимая, что это монтаж и фотошоп, тем не менее не можешь найти ни одного шва. Единое полотно, сделанное непонятно каким образом, против всех законов человеческого зрения, которое может фокусироваться лишь на одной детали, не просто панорама.
Вывернутая наизнанку действительность, где каждая мелочь становится центром.
Также на четвертом этаже, вклиниваясь в супружеский триумф Стошек — Гурски, находится Project Room. Это не конкретный зал, а плавающее пространство, подстраивающееся под каждую конкретную выставку.
Сейчас там расположился проект группы «Р.Э.П.) (Революционное Экспериментальное Пространство) под названием «Патриотизм. Искусство как подарок».
Украинские революционеры
Стены и потолок изрисованы черно-белыми логотипами. Используя стереотипы, Р.Э.П. создает новый язык, рассказывая свою историю с помощью знаков. Чтобы прочитать ее, можно воспользоваться словарем, раздаваемым бесплатно у входа в зал.
Публика радостно включается в игру и задает смотрителю зала один и тот же вопрос: «Кто-нибудь прочел все?» Спросила и я, смотритель пожал плечами: «А что тут читать, постоишь — и все понятно». Впрочем, я давно замечала, что все музейные смотрители почти даосы.
На третьем этаже продолжение коллекции Джулии Стошек. Главной работой, около которой подолгу задерживаются все посетители, является четырехканальная видеоинсталляция «Занаду» Роберта Бойда.
Три экрана на стенах и один в полу транслируют вырезки из новостей, документальных фильмов, комиксов, мультфильмов и музыкальных клипов. На потолке крутится дискотечный шар, звучит танцевальная музыка четырех десятилетий — от АВВА до Мадонны, под эти ритмы хочется танцевать, но на экране — война, теракты, информационный прессинг новостных каналов, выступление мировых лидеров вперемешку с мультяшными героями.
От невозможности стоять спокойно люди садятся на пол. Но от этого становится еще более абсурдно — домашняя атмосфера вальяжного сидения на полу ничем не лучше дискотеки.
Я зашла в зал на середине показа и осталась просмотреть еще раз, чтобы была целостная картина. Сменившие первую группу смотрящих вторые также, не сговариваясь, через пять минут просмотра расселись на полу перед экранами.
А на втором этаже постоянная экспозиция — комната с туманом Энтони Гормли «Слепой свет». Впервые выставленная в рамках выставки Reflection год назад, она пользуется невероятной популярностью, поэтому убирать ее никто не собирается.
Прекрасное завершение четырехчасового путешествия в PinchukArtCentre — побродить в тумане, где не видишь даже кончик собственного носа, а спустя несколько минут, когда теряется всякая ориентация в пространстве, — непередаваемое ощущение полета.
Между прочим, работа выставки «Рейн на Днепре: Коллекция Джулии Стошек / Андреас Гурски» в PinchukArtCentre будет продлена более чем на месяц — до 15 декабря. Выставка работает с 28 сентября и должна была завершиться 2 ноября. За это время ее посетило около 40 тысяч человек.
«Эта выставка очень отличается от наших предыдущих: чтобы по-настоящему ее прочувствовать и понять, необходимо не один раз посетить PinchukArtCentre, — ведь только общий хронометраж выбранных работ из коллекции Джулии Стошек составляет более семи часов.
За последние 10 лет это наиболее масштабная выставка видеоарта зарубежных художников, которая проходила в Украине. И поскольку популярность ее велика, было принято решение продлить выставку до середины декабря», — прокомментировал куратор выставки арт-директор PinchukArtCentre Петр Дорошенко.
Да, вход в PinchukArtCentre свободный.