Большой фотоальбом с краткими, но емкими текстами — всего лишь первый том из намеченных четырех. Первый том посвящен десятилетию 60-х. Великолепное издание тиражом 50 тыс. экземпляров уже можно купить в магазинах и Интернете от 750 до 1000 рублей.
На презентации книги присутствовали генеральный директор издательской группы «Аттикус» Аркадий Витрук, Арсений Мещеряков, глава и арт-директор издательской группы Agey Tomesh/WAM и, конечно, сам Леонид Парфенов.
Аркадий Витрук начал презентацию, сказав, что это самый амбициозный проект издательства за последние несколько лет: «Проект требовал неимоверного усилия, сил и управленческого ресурса, чтобы связать всех участников проекта. Это невозможно было бы сделать без Леонида».
Все внимание было приковано к Леониду Парфенову. Самый главный вопрос, волновавший журналистов, — почему книга «Намедни» появилась именно сейчас, спустя столько лет после ТВ-передачи.
— Мы делали телевизионный проект, — сказал Леонид Парфенов, — полагая, что советское уходит, вытесняясь российским. Но прошло время, и оказалось, что российское повторяет, развивает и продолжает советское. Советское никуда не ушло, оно стало матрицей. Даже совершенно новые явления становятся советскими, так как несут в себе код именно той ментальности. Мы живем в эпоху ренессанса советской античности. И только смотря в корень, можно понять, что же именно сейчас происходит.
А происходит все то же самое — народ служит в армии, лечится в больницах, болеет за сборные, поет гимн, смотрит телевизор, выбирает власть — по-советски. Это и был главный мотив вернуться к проекту, немножко под другим углом, в чем-то меняя и форматируя в книгу. А просто так, для гербария или инвентаризации не стоило и начинать.
Советское — не ретро, оно живо с другим размахом и при других бюджетах. Официальная доктрина — прошлое, которого не стыдимся, но гордимся.
Меня часто спрашивают: «Это советская книга или антисоветская?» Антисоветская, оказывается, история — социализм доказал свою неспособность. В 60-е и особенно в 70-е было видно, что все двигалось к краху. И книга — не памятник эпохе: под памятником подразумевают нерукотворное, пиетет, а у меня его нет. Это прошлое, которое никуда не ушло.
Леонид Парфенов отметил, что книга будет отличаться от передачи не только пересмотром отношения к советскому. В ней будет гораздо больше материала. «Телевидение ограничивает кинохроникой и временем. В книге же будет больше текста и то, что просто не уместилось в передачу. Например, будет материал про диафильмы, про побег Нуреева».
На вопрос же о том, станет ли он теперь писать книги и не перестанет ли быть журналистом, Парфенов возразил, сказав, что это не литература, а журналистика и он не изменяет репортерству.
«Было, пришло, столько стоило, — сказал он. — Тут нет никакого «еще одно последние сказание, и летопись окончена моя», никакой претензии авторского взгляда, никакого «займите позицию». В армии я выпускал газету «Рупор». Ко мне приходил подполковник Ансимов, вставал над версткой и спрашивал: «Парфенов, кого отмечаем в положительные плюсы, а кого в отрицательные минусы?» Как демобилизовался, так больше в такой журналистике не работаю…»
Также Парфенов отметил, что книгу писать гораздо трудней, чем делать передачу. Потому что если «в телевизоре» можно обойтись цитированием и показом фрагментов, то в бумажной версии пришлось искать методы, чтобы объяснить, «что же такого было в акценте Эдиты Пьехи, что считалось элегантностью, заграничностью и разрешимой изысканностью. Очень важно было передать значение и отношение».
Всех интересовал вопрос, когда будут готовы следующие три тома. Парфенов рассказал, что сейчас работает над вторым томом — о 70-х — и находится в 1974 году. И пообещал, что следующие тома будут сделаны гораздо быстрей. «Много времени ушло на выработку принципиального метода, как и что делать, где искать материалы».
Леонид Парфенов рассказал, что при подготовке первого тома создатели столкнулись с тем, что очень мало в архивах хороших фотографий как по смыслу, так и подходящих для современной печати. Советская фотохроника оказалась скучной, вялой и отражала вычищенную правду. Многое пришлось переснимать, искать. В Интернете был заведен специальный блог, где они обратились за помощью. Парфенов поблагодарил всех, кто присылал фотографии и предоставлял предметы для съемок.
Отвечая на вопрос о предположительной аудитории книги, Парфенов ответил, что книга предназначена для пионеров и пенсионеров. Объяснив, что книга будет одинаково интересна и тем, кто жил в то время, и тем, кто еще не жил. Отметив еще раз, что книга не ностальгия, а хороший современный продукт, потому что никто не хочет старомодного и «дорогое всем к лицу».
И конечно, был вопрос, будет ли продолжение «Намедни» в любом варианте — ТВ или в виде книги, но про 2000-е года.
— Нет, — ответил Леонид Парфенов. — Первоначальный проект был только до 90-х, до развала СССР, потом мы решили закончить век и сделали еще одно десятилетие. Четыре тома — 60-е, 70-е, 80-е и 90-е. Продолжения не будет, хотя это мог бы быть и бесконечный продукт. Ведь каждый год дает до 25 определяющих феноменальностей. Понятно, что из этого года останется iPhone, Обама, война с Грузией, кризис. Это то, что лежит на поверхности, раскрученное частотностью упоминания в эфире. Думаешь — год неурожайный, а начинаешь перебирать — и находишь. Да и рано еще итоги подводить.