Утром 18 ноября жители Омска обнаружили, что за прошедшую ночь политическая обстановка радикально поменялась. Ложась спать, они находились под юрисдикцией так называемой Директории — органа управления, наследовавшего Временному правительству и состоявшего в основном из эсеров. С утра же оказалось, что Директория низложена, ее руководители арестованы казаками, а Совет министров передал единоличную власть с диктаторскими полномочиями вице-адмиралу Александру Колчаку, до последнего времени занимавшему пост министра армии и флота. В тот же день Колчак принял возложенные на него полномочия, сам себя произвел в адмиралы и обратился к народу с воззванием, в котором объявлял своей главной целью борьбу с большевизмом и призывал забыть о партийной розни.
Надо сказать, нет никаких свидетельств, доказывающих, что Колчак стремился к роли диктатора или сам инспирировал произошедший переворот. У него едва ли хватило бы на это времени: в Омск он прибыл всего за месяц до 18 ноября из Владивостока и задержался в городе едва ли не против собственной воли — Колчак рассчитывал вступить в ряды Добровольческой армии, но вынужден был остаться, получив предложение войти в Кабинет министров. Более того, и министерский-то портфель ему достался не потому, что адмирал как-то особо отличился на военно-административном поприще: члены Директории ухватились за кандидатуру Колчака, зная о его дружбе с союзниками (за несколько месяцев до этого он едва не отправился в Месопотамию в составе британского армейского корпуса) и в расчете на то, что он употребит свой авторитет для налаживания связей с англичанами и американцами.
Иными словами, на позиции верховного правителя Колчак оказался не то чтобы случайно, но уж точно не в силу собственных амбиций. Да и весь его предшествующий опыт — безусловно, очень романтичный и даже героический — не давал оснований кому-либо (и ему самому в первую очередь) полагать, что в роли непримиримого вождя антибольшевистского движения он будет сколько-нибудь эффективен. Полярный исследователь, защитник Порт-Артура, главнокомандующий Черноморским флотом, не пожелавший отдать наградную саблю членам Севастопольского совета и картинным жестом выбросивший ее за борт (саблю, кстати, через пару дней выловили, отдраили и вернули адмиралу), Колчак, судя по всем отзывам, был очень порядочным (хотя и несколько ограниченным) человеком, толковым моряком, изрядным позером, но никак не тем яростным харизматиком, который только и мог бы переломить ход Гражданской войны. Рок, именно такого человека вознесший на гребень борьбы с коммунизмом, лишний раз доказал свою слепоту: у Колчака изначально не было шансов на успех.
И тем не менее фигура Александра Васильевича Колчака не лишена определенного обаяния, острее всего чувствующегося именно сегодня. Случайных блокбастеров не бывает — появление фильма, подобного «Адмиралу», всегда свидетельствует о глубинном социальном запросе на подобный тип героизма. Образ «хорошего человека», волею судьбы и в силу собственного чувства долга оказавшегося на «плохом месте», вынужденного проводить непопулярную политику и совершать действия, идущие вразрез с его личными желаниями и целями, сейчас активно эксплуатируется, в частности, применительно к фигуре нынешнего президента (четче всего эта точка зрения зафиксирована в книге Николая и Марины Сванидзе «Медведев»). И в этом контексте адмирал Колчак служит своеобразным медиумом — красивой и героической метафорой, позволяющей логически осмыслить, принять и, насколько это возможно, полюбить сегодняшнюю власть.
В этом смысле популяризация фигуры Колчака (фильм «Адмиралъ» фактически монополизировал кинозалы, а на подходе телевизионный сериал с тем же названием) понятна и оправданна. Однако в качестве национального героя, на вакантную позицию которого адмирал, по сути дела, претендует, он выглядит крайне неубедительно.
Да, он не был тем «вешателем», каким с удовольствием рисовала его советская пропаганда: общее число жертв его режима составило «всего-то» 25 тыс. человек (а не 150, как считалось раньше) — цифра по тем веселым временам вполне вегетарианская. Да, он был неплохим человеком с понятными и симпатичными представлениями о нравственности — об этом лучше всего говорят протоколы его допросов, в которых он, в сущности, подводит итоги собственной жизни. Да, во время расстрела он пел романс «Гори, гори, моя звезда» и вообще держался молодцом. И в то же время поражение Белого движения в Сибири, зверства, творившиеся если не его людьми, то по крайней мере при его попустительстве, провальные воинские операции (он был несилен в стратегии наземных боевых действий) — все это стало непосредственным результатом действий Колчака, следствием его ограниченности и нерешительности, а вовсе не предательства союзников, как пытается нас убедить фильм «Адмиралъ». Иными словами, хороший человек — да, пожалуй. Трудная и яркая судьба — безусловно. Национальный герой — никогда. Пожалуйста, так и запишите.
Приднестровский республиканский банк (ПРБ) ввел в обращение памятную монету достоинством 5 рублей, продолжающую серию "Заповедник "Колкотова балка" с изображением пещерного льва...
Этнические кварталы — особенность почти всех крупных мировых столиц. Далеко не все приезжие готовы раствориться в толпе местных жителей. Мигранты предпочитают жить особенно, создавая вокруг себя...
Японские умельцы не устают удивлять мир своими новинками. Инженеры-робототехники в очередной раз продемонстрировали свой нетривиальный подход к проблеме взаимодействия людей и роботов.
В PinchukArtCentre завершилась одна из самых оригинальных выставок прошлого года — первая выставка в Центральной и Восточной Европе известной японской художницы Марико Мори. Были представлены...