Литературные хроники: на «Улице ОГИ» выступил Вадим Месяц, а «На Самотёке» — лауреаты «Московского счета». В Зверевском центре прошел фестиваль экспериментальной поэзии.
Поэтическая программа московских клубов и салонов непредсказуема. Здесь выступают и лауреаты престижных премий, и звезды андеграунда. Посетив три недавних поэтических мероприятия, наш обозреватель убедился в том, что традиционное чтение стихов стремительно уходит в прошлое. Подчас вместе с самими текстами стихов.
Голубь мира и боевые роботы
Такова литературная жизнь: Лена Элтанг пытается повторить успех своего первого романа «Побег куманики», признанного шедевром. В «Кленах» она еще более усложняет форму, и сюжет становится уже совершенно неважным. Что из этого получается – читайте в рецензии Александра Чанцева.
Читать дальше В салоне «На Самотёке» выступали поэты – лауреаты цеховой премии «Московский счет». Ее вручают за лучшую поэтическую книгу, изданную в столице, причем зачетные очки в этой премии начисляют сами поэты.
Система простого арифметического подсчета баллов очень нравится учредителю премии Евгению Бунимовичу. Он ведь, как известно, не только депутат Мосгордумы и поэт, но еще и учитель математики.
Премия эта независима от государственных структур. Но и с частными спонсорами у нее негусто. Неизменную любовь к поэзии, по словам поэта-депутата, демонстрируют лишь производители алкоголя, из года в год поставляющие для премиальных мероприятий водку «Стихотворная».
Выступавшие «На Самотёке» стихотворцы непроизвольно объединялись в некие дуэты. Так, Максим Амелин излагал современный сюжет слогом древнеримской оды, а Елена Исаева «отвечала» ему стихами о Гекторе и Одиссее.
Такова литературная жизнь: Леонид Парфенов представил свою книгу «Намедни». Большой фотоальбом с краткими, но емкими текстами — всего лишь первый том из намеченных четырех. Первый том посвящен десятилетию 60-х. Великолепное издание тиражом 50 тыс. экземпляров уже можно купить в магазинах и интернете от 750 до 1000 рублей.
Читать дальше Геннадий Калашников ледяным голосом озвучил метафизическую «северную» балладу, на что Санджар Янышев парировал целой россыпью знойных «среднеазиатских» текстов (с предуведомлением о тюркских обычаях и толкованием узбекских слов).
На камерную «пушкинианскую» песню про птичку, исполненную изящной Евгенией Лавут, правдоруб Игорь Иртеньев откликнулся сатирическим куплетом о черном ястребе войны и белом голубе мира.
Кульминацией вечера стало выступление двух знаменитых поэтов, обыгравших – каждый на свой лад – научно-фантастическую тему. И если Андрей Родионов поведал — в ритме рэпа — о Судном дне и арестах киборгов в далеком 2037 году, то Федор Сваровский в своих верлибрах давал рекомендации, «как распознать пришельца».
После такого мощного космического аккорда все слушатели чувствовали себя немножко роботами.
Американский сибиряк
А вот на вечере Вадима Месяца в клубе «Улица ОГИ» звучали не только стихи, но и песни в исполнении автора.
Такова литературная жизнь: Состоялись презентации новых книг. Публике представили «Асана» Владимира Маканина, «Сталина и писателей» Бенедикта Сарнова, «Зимнюю коллекцию смерти» Николая Ускова.
Читать дальше У Месяца, поэта, прозаика, лауреата Бунинской премии и шорт-листера «Русского Букера», недавно вышла новая книжка стихов «Безумный рыбак». Презентация ее, по словам Месяца, проходила «в темпе семинара» – и ему (как ученому-физику в своей прошлой жизни) такой формат определенно нравится.
Чтение автором стихов, навеянных расставанием со своим домиком в североамериканских горах и уходящей любовью, перемежалось выступлениями друзей и коллег.
Один из выступавших увидел в новых стихах Месяца «романтизм гумилевского типа», другие отмечали в них черты некоего «архаического, дословесного эпоса». Сам же автор рассматривает эту книгу как… прозаическую, ибо в ней отразились реальные события его жизни.
Закрыв «семинар», Месяц взял гитару. В литературной тусовке он давно известен как поющий поэт. Иногда, кстати, он аккомпанирует себе на экзотических инструментах.
Песни, которые исполнил Месяц на этот раз, со стихами из «Безумного рыбака» роднил разве что фольклорный мотив, этакое наивно-мистическое почвенничество.
Вадим Месяц – сибиряк, вот и многие песни его – сибирские, татарские, казачьи. Например, монолог (по сути, ария) хана Кучума накануне завоевания Сибири. Есть у Месяца и русские, и индейские песни, и свой собственный мифологический космос.
В общем, поэт-космополит и человек-оркестр.
Великие комбинаторы
Ну а на вечере в Зверевском центре, открывшем фестиваль экспериментальной поэзии «Лапа Азора», стихов в привычной манере вообще практически не читали.
Такова литературная жизнь: Андрей Геласимов рассказывает про свой новый роман «Степные боги», книгу, реагирующую на усиление имперских настроений.
Читать дальше Здесь царили заумь, комбинаторная словесность и sound poetry. В последнем из жанров, как напомнил ведущий вечера Евгений В. Харитоновъ (так в пресс-релизе), голос не менее важен, чем текст. Недаром некоторые живые классики европейской саунд-поэзии уже совершенно отказались от слов.
А вот в стихах отечественных заумников и «комбинаторов» еще, к сожалению, довольно-таки много букв. Впрочем, с их обилием авторы активно борются, что и доказало действо в Зверевском.
В этой среде есть свои консерваторы и радикалы. Некоторые из выступавших, к примеру, демонстрировали весьма традиционный союз слова и звука – песню.
Минчанин Дмитрий Строцев исполнил сложные по мелодике песни, в которых слышались отзвуки то славянского фольклора, то детских считалок, а то и авангардной рок-поэзии.
Другим больше по душе стихия перформанса. Света Литвак читала экспрессивно и экзальтированно, как какой-нибудь демон Серебряного века в юбке.
А во время исполнения стиха про скачущую лошадь двое ассистентов в зале начали хлопать и притоптывать, создавая соответствующую «атмосферу».
Корифей российской заумной поэзии Александр Бубнов произносил слова тихо, под аккомпанемент мелодии из своего мобильного телефона. Его тексты были самыми короткими.
И все-таки до западных классиков бессловесной поэзии нашим авангардистам еще далеко.