Москва, Февраль 06 (Новый Регион, Алексей Усов) – В последние годы уже никого не удивляли номинации на «Оскар» российской авторской анимации, равно как и регулярное появление в прокате отечественных мультипликационных «блокбастеров», и увеличение числа студентов, которые учатся работать в этом жанре. Однако все это может исчезнуть в ближайшее время. Кризис для анимации начался раньше, чем для других отраслей, и ударил сильнее, чем по другим. Сегодня почти все студии авторского кино либо приостановили работу, либо вообще ее прекратили. Большинство анимационных производств заморожены. для людей анимационных профессий единственным выходом станет смена профессии или повальная эмиграция – а на российских экранах останутся только массовые американские картины.
В последние годы – и даже до самого недавнего времени – наши сограждане уже привыкли к мысли, что в России снимается много мультфильмов и что мультфильмы эти очень ценятся во всем мире. Оскаровский лауреат Александр Петров с его «живой живописью» стал предметом национальной гордости, кинокомпания СТВ и студия «Мельница» со своей «Богатырской трилогией» научились собирать полные кинозалы, а огромный проект студии «Пилот» «Гора самоцветов» собрал коллекцию призов по всем кинофестивалям мира, напоминают «Новые Известия».
Однако уже скоро эти славные времена останутся в прошлом. Первые заморозки выделяемых средств совпали с президентскими выборами 2008 года, после которых государственное финансирование мультфильмов было на время приостановлено. Сложности объясняли пертурбациями в Министерстве культуры и обещали покончить с ними со дня на день, но в результате такая ситуация продлилась весь прошлый год.
Все это время студии худо-бедно продолжали работать и, возможно, продержались бы еще долго на плаву, но, увы, мировой финансовый кризис добавил жару. Самый сильный удар пришелся по большим студиям авторского кино. Сегодня почти все они либо приостановили работу, либо вообще ее прекратили. Большинство анимационных производств сегодня заморожены. Ситуация настолько трагична, что, делая прогнозы на год вперед, специалисты уверены: даже если госфинансирование возобновится немедленно, все равно на общероссийский анимационный фестиваль 2010 года будет подано едва ли 10-20 заявок (против 100-150 работ, приходивших в последние несколько лет).
Если же деньги не появятся, для людей анимационных профессий единственным выходом станет смена профессии или повальная эмиграция, напоминает издание. Риск массовых отъездов режиссеров и аниматоров существовал и в предыдущие годы, поскольку хорошие специалисты за рубежом более чем востребованы. Достаточно сказать, что если наше государство выдавало студиям деньги из расчета 8,5 тыс. долларов за минуту мультфильма, то западные сериалы («Южный парк», «Симпсоны») делаются за 30-50 тыс. долларов в минуту. Соответствуют этому и зарплаты – за рубежом даже на скромных проектах хорошие специалисты получают 3-5 тыс. долларов в месяц, тогда как на наших студиях режиссеры с мировым именем довольствуются всего одной.
Новую волну анимационной эмиграции можно будет сравнить по силе с той, что происходила в 1990-е годы, когда десятки классных специалистов уехали в Америку, Венгрию, Францию, Канаду (среди них, кстати, был и Александр Петров, который вернулся затем на родину только благодаря личному патриотизму и начавшемуся госфинансированию). Увы, результаты нынешней эмиграции окажутся еще более разрушительными. Тогда оставшиеся в стране мастера сумели залатать бреши и воспитать новое поколение аниматоров. Сегодня многие мэтры советского прошлого уже покинули нас, другие – на глазах теряют силы. Если из страны эмигрирует молодое поколение, то с их отъездом прервутся традиции отечественной анимации, и на месте славной русской школы останется выжженное поле.