Когда кризис только-только разразился, из всех деятелей искусства переполошились, в первую очередь, те, кто занимался кино. Вернее, даже не они сами, а те, кто кинопроцесс анализировал или пытался это делать. Вопросы «Рухнет ли вся киноиндустрия из-за кризиса?», «Благо кризис для киноискусства или нет?» раздавались отовсюду, и оставались, как правило, безо всякого ответа.
Репортаж с берлинского кинофестиваля. Мишель Пфайффер как главная звезда смотра. Берлинале, выполнило обязательную программу по гуманизму и вспомнило, наконец, что кино – это, все-таки, искусство. Показав новые фильмы Вайды, Кайге и Фрирза.
Читать дальшеОтвета быть и не могло. Да, кое-где кинопроизводство встало, но если взглянуть на список фильмов, производство которых по причине остановки или нехватки финансирования прекратилось — можно увидеть, что таковых не так много. И это, по большей части, малобюджетные дебюты.
Ну а вопрос «как повлияет кризис на киноискусство?» обернулся чистой вкусовщиной. Одни уверяли, что теперь-то мы славно заживем — все эти коммерческие проекты накроются медным тазом, а в кинотеатрах ничего кроме братьев Дарденнов и Звягинцева не будет.
Другие, более здравомыслящие, замечали, что ничего хорошего в кризисе быть не может. Если денег не будет — остановят, в первую очередь, производство независимого кино, а уж потом только — коммерческого.
За этими спорами зрители, аналитики и сами деятели кино как-то не заметили, как кризис подошел с совсем другого бока - с того, с которого его никто не поджидал. А зря.
Если взглянуть на прокатный план кинотеатров ближайших месяцев, то возникает странное ощущение. Понимаешь, что почти все фильмы, которые должны были бы сделать кассу в кинотеатрах в ближайшее время, чуть ли не все уже видели.
«Вики, Кристина, Барселона» Вуди Аллена, «Гран Торино» Клинта Иствуда, «История Бенджамена Баттона» Девида Финчера, «Миллионер из трущоб» Денни Бойла — все эти фильмы давно скачаны всеми интересующимися и подробно обсуждены блоггерами — даже теми, кто в кино никогда особой заинтересованности не проявлял.
Обзор кинопремьер недели от Александра Фолина. Четыре «Золотых глобуса», семь премий BAFTA и десять номинаций на «Оскар»: на экраны выходит «Миллионер из трущоб», рекордсмен 2008 года по количеству наград. А так же «Австралия», «Шопоголик» и «Пятница 13-е».
Читать дальшеПолучается, что когда фильм выйдет на экраны кинотеатров — его целевая аудитория, те, кто имеет лишние деньги на билет в кино и любит смотреть фильмы — к картине как таковой интерес уже потеряют.
Критики же и вовсе потеряют одно из своих ключевых качеств — осведомленность. Им придется писать статьи про фильмы, которые каждый читатель уже посмотрел, описал, проанализировал.
С таким же успехом можно рецензировать «Операцию Ы».
Как так вдруг получилось, что кинотеатры имеют все шансы опустеть?
Все шло к этому уже достаточно давно. С определенного момента пиратство перестало быть тем, чем было прежде. Пират — это уже не тот, кто штампует экранные копии фильмов и переводит их гнусавым голосом, а потом впаривает простодушному обывателю, тем самым обирая, как липку, несчастных правообладателей.
Пират — это каждый, у кого есть компьютер с доступом в интернет. Рано или поздно любой из нас становится пользователей файлообменных сетей, в которых лежит все, что душе угодно. А попав в любую из этих сетей, произведение искусства — песня, альбом, фильм — перестает принадлежать своему создателю.
Бороться с этим невозможно — по той, хотя бы, причине, что нельзя выследить, кто первый выложил в сеть файл с фильмом. Тут же набегают полчища желающих его скачать и сами становятся пиратами. Принимались законы — пытались запретить покупать более одного сиди-привода, чтобы ограничить копирование фильмов. Охотились за пользователями торрентов.
Но все это не принесло никаких плодов.
Как всегда, быстрее всех в ситуации сориентировались музыканты — люди гибкие и легкие на подъем. Пока правительства придумывали хоть какой-то действенный метод против тотального пиратства, музыканты научились выкладывать альбомы в сеть и перестроить всю структуру музыкального бизнеса.
Деньги можно зарабатывать концертами, записи же — всего лишь своеобразные промо-материалы. В музыке такая свободная жизнь записей зародилась уже давно — скажем, наш соотечественник Василий Шумов, лидер группы «Центр», выкладывает в интернет альбомы для свободного скачивания уже лет десять.
Кино же повезло куда меньше. Музыканты всегда были более свободными людьми, чем кинодеятели. Не покупают диски — будем зарабатывать на концертах.
У режиссера же ничего кроме копии фильма нет. Он живет на доходы от ее проката и легального копирования — больше ни от чего. Киноиндустрия только-только встала на твердую почву, вернув зрителей в кинотеатры с помощью новых изобретений — улучшенного звука и изображения.
Отныне фильмы четко разделились на те, которые смотрят дома на DVD (старые фильмы или новые, не шедшие в кино) и те, что смотрят в кино и потом, как правило, никогда уже не пересматривают.
И вот сейчас то, что вернуло зрителей в кинотеатры — выманивает их оттуда в теплые квартиры, к экранам. Но на сей раз уже не телевизоров, а компьютеров.
Как кино будет выходить из этой трудной ситуации — неизвестно. Да, ему придется нелегко.
Конечно, «Обитаемый остров», «Хеллбоя» и прочие зрелищные фильмы, рассчитанные на большой экран и высокое качество изображения и звука потеряют немного. Их кассовые сборы если и упадут, то ненамного.
Кино же, которое до сих пор было идеальным — тонкое, хорошо сделанное, но, в то же время, в меру популярное — действительно пострадает. Фильмы того же Аллена смотрели в кино не как аттракцион, подобные фильмы существовали по четкой схеме: сначала прокат в кинотеатрах, затем, через месяц-другой, выпуск на DVD.
Его смотрят в кино, потом покупают диск, который занимает почетное место на полке дома, и иногда, под настроение, картину пересматривают. Теперь же получилось, что эта схема перевернулась вверх ногами: сначала смотрят, пересматривают иногда даже, и уж потом только может быть идут в кино.
Но выход наверняка найдется. Вырастут в цене билеты в кино, кинотеатры переориентируются сразу на два типа зрителя: любителей ярких киноаттракционов и ценителей высокого кино.
Клинт Иствуд наверняка без куска хлеба не останется. А вот сознанию зрителей предстоит серьезная перестройка.