«Я интересовался некоторыми некоммерческими партнерствами, получающими иностранное финансирование. В результате я выяснил, что во главе Московской школы политических исследований находятся либо бывшие сотрудники ЦРУ, либо бывшие сотрудники спецслужб Великобритании», - заявил газете ВЗГЛЯД депутат от КПРФ Леонид Калашников. Российские власти распорядились остановить деятельность Агентства США по международному развитию (USAID) на территории России. МИД России официально уведомил американскую сторону, что деятельность в Российской Федерации Агентства США по международному развитию должна быть прекращена с 1 октября текущего года.
Как пояснили в российском министерстве, такое решение вызвано, в первую очередь, тем, что «характер работы представителей Агентства в нашей стране далеко не всегда отвечал заявленным целям содействия развитию двустороннего гуманитарного сотрудничества». «Речь идет о попытках влиять через распределение грантов на политические процессы, включая выборы различного уровня, и институты гражданского общества. Серьезные вопросы вызывала активность AMP в российских регионах, особенно на Северном Кавказе, о чем мы неоднократно предупреждали наших американских коллег», - отмечается в заявлении официального представителя МИД России Александра Лукашевича.
В качестве еще одной причины на Смоленской площади назвали и то, что Россия отказывается от статуса получателя помощи развитию во всех международных организациях. «Российское же гражданское общество стало вполне зрелым и не нуждается во «внешнем руководстве», - пояснил Лукашевич.
Свою позицию по данному поводу в интервью газете ВЗГЛЯД высказал первый зампред международного комитета Госдумы Леонид Калашников.
ВЗГЛЯД: Как вы считаете, что стало главной причиной такого решения российского МИДа?
Леонид Калашников: Подобного рода организации создаются для того, чтобы влиять на ситуацию в различных странах через те или иные структуры и некоммерческие партнерства. Зачастую оно прописано в совершенно нормальных и хороших тонах и направлениях, например, для развития образа США в других странах. Но то, что происходит под сукном в совершенно гуманитарных организациях, таких как «Красный крест» или «Врачи без границ», зачастую делается для того, чтобы повлиять на внутреннюю ситуацию в других странах. И «Голос» и ряд других организаций, работают в первую очередь в сфере политики.
ВЗГЛЯД: То есть вы поддерживаете решение российского МИДа?
Л.К.: Я не отношусь положительно к закрытию Агентства в России. Так как оно работает в очень многих гуманитарных сферах, помогая больным, хосписам и детям. В то время как в России очень мало организаций, которые действительно помогают или спонсируют те или иные программы, особенно в гуманитарной сфере. Коммерческие организации просто бояться оказать какую-ту поддержку, опасаясь давления со стороны правительственных структур. Я считаю, что хотя определенные ограничения в плане безопасности для этих организаций должны быть, о тотальном запрете не должно быть и речи.
ВЗГЛЯД: А какие политические проекты поддерживало Агентство? Российский МИД упомянул об активности Агентства в российских регионах, особенно на Северном Кавказе...
Л. К.: Это действительно так. Я например, лично интересовался некоторыми некоммерческими партнерствами, получающими иностранное финансирование. В результате я выяснил, что во вглаве Московской школы политических исследований находятся высокопоставленные отставные разведчики, это либо бывшие сотрудники ЦРУ, либо бывшие сотрудники спецслужб Великобритании. И некоторые наши политики, которые активно лоббировали закон о иностранном финансировании НКО, в результате оказывались в результате совета директоров подобных организаций. И я не думаю, что бывают бывшие работники спецслужб. Они просто продолжают проводить свою политику через совершенно легальные структуры. И эта политика идет далеко не всегда во благо России.
ВЗГЛЯД: А на что тогда?
Л.К.: Я могу сказать точно, что хотя они возмущались нарушениями на выборах в России в декабре прошлого года, они почему-то молчали в 1996 году, когда выборы президента также были нечестными. Тогда победа Бориса Ельцина уже на второй день была признана чистой и законной. И та коррупция, и те правонарушения появились в России 16 лет назад, потому что западные правозащитные организации, принеся демократические ценности в угоду политической целесообразности, разрушили фактически нашу страну. Поэтому я считаю такую помощь очень вредной и не верю в искренность НКО. Я точно знаю, что Запад через это финансирование проводил свою политику. Ведь когда в 1993 году был расстрелян Белый дом из танков, никто на Западе не возмутился действиями Ельцина.
ВЗГЛЯД: Но ведь при голосовании за законопроект об иностранных агентах вы лично воздержались...
Л.К.: Я опасался и опасаюсь, что теперь многие наши гуманитарные организации могут испытывать недостаток финансирования, так как наши бизнесмены не помогают им. Но все же, как мне кажется, такие организации, как это американское агентство, скоро откроются вновь. Как это уже было с Британским советом, который сперва закрыл программу в России, а затем открыл ее вновь. Вопрос только в чистоте этих организаций. Ведь не зря же госсекретарь США еще несколько месяцев назад заявила, что они найдут другие способы финансирования отдельных организаций. И те, в ком заинтересованы другие государства без финансирования не останутся, а пострадают только те организации, которые служат благим целям.