Громко разрекламированное в свое время новшество – электронные браслеты, предназначенные для контроля за теми, кого решено не сажать в тюрьму – оказалось профанацией. Следственный комитет проверяет данные о том, что в браслетах отсутствовал модуль ГЛОНАСС, который, собственно, и позволяет следить за его носителями. А цены на них были завышены вдвое. Сотрудниками следственных органов проводится проверка по факту нецелевого использования бюджетных средств в размере более 1 млрд рублей, выделенных на закупку электронных браслетов для осужденных.
«Следственными органами Москвы организована доследственная проверка по материалам, поступившим из ФСИН России, по фактам выявленных в ходе ревизии финансово-хозяйственной и производственной деятельности ФГУП «Центр инженерно-технического обеспечения и связи» ФСИН России нарушений при закупке изделий системы электронного мониторинга подконтрольных лиц»,
– говорится в сообщении
пресс-службы СК.
Согласно поступившим в ведомство материалам, между ФСИН России и ФГУП ЦИТОС ФСИН России были заключены государственные контракты на изготовление стационарных устройств (СКУ) и мобильных контрольных устройств с электронным браслетом (МКУ), в состав которых были включены электронные блоки, которые отвечают за обработку сигналов системы ГЛОНАСС.
«Вся изготавливаемая продукция оплачивалась из государственного бюджета. В результате проведения технологического исследования в системах электронного мониторинга установлено, что в составе устройств отсутствуют электронные блоки. То есть фактически эта продукция не могла использоваться по назначению. Кроме того установлено, что ЦИТОС России не являлось изготовителем изделий системы электронного мониторинга подконтрольных лиц, а осуществляло функции по их упаковке и доставке, то есть являлось посредником между ФСИН России и коммерческими организациями при продаже оборудования, освобождаясь от уплаты налога на добавленную стоимость по государственным контрактам»,
– отмечается в сообщении.
При этом цены, по которым ЦИТОС предоставлял готовую продукцию ФСИН России, были завышены более чем в два раза по сравнению с закупаемым у коммерческих организаций оборудованием. Таким образом, ущерб, причиненный ФСИН от приобретения фактически недействующего оборудования по завышенным ценам, может превышать 1,3 млрд рублей.
«Согласно материалам проверки, цены на приобретаемые для системы электронного мониторинга изделия утверждались протоколами за подписями бывшего директора ФСИН России Александра Реймера, заместителя директора ФСИН России Николая Криволапова и директора ФГУП ЦИТОС ФСИН России Виктора Определенова. Обоснование же цен с включенными электронными блоками содержалось в плановых калькуляциях на МКУ и СКУ, которое было утверждено директором Самарского филиала ФГУП ЦИТОС ФСИН России Иваном Куклевым. В рамках проверки будет дана юридическая оценка действиям должностных лиц ФСИН России»,
– заявили в СК.
Как сообщала газета ВЗГЛЯД, в декабре 2012 года
были возбуждены уголовные дела в отношении замначальника отдела по обеспечению экономической безопасности на объектах учреждений и органов УИС оперативного управления ФСИН России Александра Тюрина и старшего оперуполномоченного по особо важным делам этого же отдела Игоря Фоменко. Сотрудники ФСИН подозреваются в том, что требовали у предпринимателя 2 млн евро за контракт на электронные браслеты.
По версии следствия, Тюрин и Фоменко при проведении ревизии финансово-хозяйственной и производственной деятельности Самарского филиала федерального государственного унитарного предприятия «Центр информационно-технического обеспечения и связи» (ЦИТОС) ФСИН России выявили факты финансовых нарушений при производстве систем электронного мониторинга (так называемых электронных браслетов) и необоснованного завышения их стоимости.
В СК отметили, что при этом в действительности они не имели реальной возможности повлиять на решение о расторжении или продлении договора. Когда генеральный директор коммерческой фирмы согласился на передачу части оговоренной суммы в размере 40 млн рублей, в качестве посредников при получении денег Тюрин привлек своего родственника Филиппа Петрунина и знакомого Анатолия Суровова. Указанная сумма была передана предпринимателем Петрунину в кафе одного из торговых центров Москвы 4 октября 2012 года.
Напомним, что в России новая система ограничения свободы начала вводиться в 2010 году: человек, приговоренный, к примеру, к домашнему аресту, был вынужден носить специальный браслет, который сообщает компетентным органам о его местонахождении. На разработку и внедрение этой системы до 2018 года государство планировало потратить 13,5 млрд рублей. СМИ отмечали, что на момент возникновения идеи технические требования к браслетам отсутствовали, но уже тогда желающие побороться за госзаказ выстраивались в очередь.
Вместе с тем многомиллионные контракты на изготовление и поставку «электронных браслетов» для осужденных уже становились причиной коррупционных скандалов. По данным некоторых СМИ, именно из-за них и
лишились должности директор ФСИН генерал-полковник Александр Реймер и его первый зам Эдуард Петрухин.
В июле 2012 года газета
«Известия» писала, что вскоре после смены руководителя ФСИН ведомство начало масштабную проверку по ранее заключенным контрактам. На место Реймера пришел экс-руководитель Государственной фельдъегерской службы Геннадий Корниенко, который решил провести
внутреннюю ревизию закупок техники, оборудования, товаров, продуктов и прочего необходимого для функционирования ведомства.
Вскоре выяснилось, что планировавшийся на осень 2010 года аукцион на поставку «электронных браслетов» так и не состоялся. В итоге единственным производителем стал специально созданный во ФСИН ФГУП «Центр инженерно-технического обеспечения и связи» (ЦИТОС), а само производство налажено в его филиале в Самаре.
Стоимость поставляемых ЦИТОС «браслетов» и серверов мониторинга для региональных управлений ФСИН оказалась на порядок выше, чем рыночная у других производителей. По сравнению со схожей по параметрам продукцией пермского КБ «Хитон», которая используется в МВД, разница по закупкам 2010 года составляла около 300 млн рублей.