«Чужие» Юрия Грымова, живописующие культурный конфликт между Востоком и Западом, рассказывает о странных судьбах американских врачей, вакцинировавших детей в одной из арабских стран. «Частный корреспондент» поинтересовался у режиссера, почему многие критики восприняли «Чужих» как антиамериканскую ленту.
— Английское название вашего фильма (Strangers) обозначает не столько «чужих», сколько «незнакомцев», друг о друге мало что знающих. Такое название более корректно по отношению к фильму об общении разных культур?
— Наверное. Но, к сожалению, в русском языке нет адекватного слова. «Незнакомцы» — не то. «Иные» — сразу же мысли об инопланетной цивилизации… Первоначально проект назывался «Оплодотворение», но как подать это публике? Неизвестно. Поэтому «Чужие». Всё лучше, чем «Чужаки».
Наше новое кино. Очередная экранизация рассказа Чехова «Пари» Натальи Бронштейн смещает акценты. Спор о добровольном 15-летнем заключении оборачивается рассуждением о тщете всего сущего. В том числе и о тщете денег. И даже свободы.
Читать дальше — Пять бездетных американцев, мучимых всевозможными комплексами, едут в чужую страну с благими намерениями — спасать детей и нести великое, светлое — свободу и просвещение…
— Не совсем так. Лечить — их профессия. Они же врачи, они… рекруты, служат по найму. Они едут туда зарабатывать, и это нормально. Такие «врачи» смогут сделать прививку, но оперировать они не решатся. И правильно.
Моя жена, например, специализируется на челюстно-лицевой хирургии, но она не проводит операции на сердце. Профессионализм прежде всего. И врачи в моем фильме отнюдь не уроды, хотя злопыхатели-критики называют их именно так. Они обычные люди.
— Главный герой Том рискует жизнью для того, чтобы помочь детям. После того как русский офицер запрещает ему въезд в страну, где идет война, он прорывается через заграждения, едет по минному полю. Все это обычно?
— Том — карьерист. Он не может привыкнуть к тому, что ему запретят и у него ничего не получится. Том ведет за собой остальных, а они ведь не знают деталей…
К примеру, мисс Стоун. Одинокая женщина, всю свою жизнь посвятившая детям. Но она остается собой и может быть слабой, чувствительной. Вы думаете, она бы решилась, если бы знала про минное поле?
Нарушить запрет — решение лидера, а не команды. Но, согласитесь, нельзя же все время разжевывать, что и откуда. Почему Том решил именно так, не иначе. Пусть зритель додумывает.
Наше новое кино. «Все умрут, а я останусь» Валерии Гай Германики стало звездным, несмотря на провальность формы. История рвется и провисает. Постоянно отдает фальшью. Страсти нагнетаются изо всех сил — а не страшно. Не горько. Не больно. Даже не смешно.
Читать дальше — В «Чужих» много культурных штампов, стереотипов, показанных слишком лобово, нарочито. Американские песни, тыквы на Хеллоуин…
— А что в том такого? Почему лобово? Хеллоуин — праздник, пусть даже и календарный. Радостные американцы пытаются развеселить детей. Но обычная реакция маленьких арабов на тыквы со свечками — страх, не восторг. Дети боятся чужого и незнакомого. Вот гости и получают по тыкве.
— Но дело не только в Хеллоуине… Речь русского офицера (он говорит, что свои, что чужие — в том разницы нет) заканчивается репликой: «Вот такая вот загогулина».
— А вы поняли, в чем тут дело?
— Ельцинская загогулина.
— Именно так. Ельцин загогулину изобразил, а разгребать кашу всем. В чем проблема?
— Проблема не в этом. Речь персонажа Полуяна — напряженный, трагический момент, который обрывается очень странной фразой.
— Ну, это же обозначение истоков конфликта. Чечня при Ельцине забурлила. Как вы думаете, историю «Чужих» можно спроецировать на Чечню?
— Если честно, мне трудно представить.
— Это ведь та же самая ситуация. Как если американцы точно так же бы приехали в Грозный…
— Их приезд всегда симптоматичен… Смотрели ли вы «Без цензуры»? Фильм Брайана Де Пальмы о войне в Ираке?
— Он мне не понравился. Очень запутанный, излишне документальный. Это подделка, пусть и художественная.
— В жанре mockumentary (от англ. mock — «подделка»).
— Фальшивка, а притворяется правдой. Пусть я в своей картине попытался соблюсти эстетику достоверности, но все же «Чужие» — художественное кино.
Наше новое кино. Продюсер авторского кино Андрей Сигле рассказал о своих врагах и «Саде», новом фильме Сергея Овчарова, кризисе кинематографа и о влиянии кризиса на кинематограф, а также об особенностях отечественного кинопроката.
Читать дальше— Художественное. Причем в фильме очень часто звучит музыка. Чаще всего закадровая. Что она для вас значит? Способ драматизировать действие, придать ему дополнительную остроту, колорит?
— Нет, она мне попросту нравится. С помощью музыки я хотел передать атмосферу Востока. Но, заметьте, я не использовал религиозные мотивы. В мусульманских странах поет мулла.
— Вернее, звучит голос муэдзина.
— Да, муэдзина. Но в «Чужих» восточный колорит передан все-таки иной музыкой. Светской. Вам чем-то музыка помешала?
— Нет, просто она все время разная и чередуется…
— В том нет проблемы.
— Тогда о другом. В «Чужих» есть солдат-араб, он охраняет американцев. Его соблазняет Джейн, жена главного героя. Она не может забеременеть, и ей кажется, что ребенок избавит ее от многих проблем. Она использует араба как осеменителя. Актер же, играющий этого бойца, очень похож на русского артиста, которому приклеили бороду.
— Вам так кажется. Я видел разных арабов, голубоглазых в том числе. Вам, наверное, однотипные арабы попадались.
Наше новое кино. Живи и не дай умереть другим. Блокбастеры типа «Адмирала» оставляют после себя выжженную землю. Как сосуществуют боевики и артхаус? Об особенностях российского кинопроката рассуждает кинообозреватель Александр Фолин.
Читать дальше — Дело не в цвете глазного яблока, у него взгляд русского актера. Мне в связи с этим вспомнился эпизод из «Контракта рисовальщика» Питера Гринуэя. Там героя используют в схожем ключе: он думает, что он мачо, а оказывается всего лишь донором спермы. Нет ли здесь сходства? Мне показалось, что и в «Коллекционере» также есть точки пересечения с Гринуэем. Касательно композиции кадра…
— Я не смотрел «Контракт рисовальщика». Понимаете, вам нужно что-то рационализировать, вот вы и притягиваете…
Я снимаю, а видите вы. В меру своей образованности, испорченности. Вам так удобно интерпретировать, и вы пытаетесь приклеивать к фильму известные вам ярлыки.
Но мне нельзя думать об этом. Нельзя снимать кино, как кто-то другой. Не смотрите поверхностно на изображение. Такого не будет, что кто-то возьмет да и скажет: «А давайте-ка я сниму как режиссер Икс».
— Но режиссеры «новой волны» как раз и обыгрывали подобные ситуации.
— Я поступаю иначе. И не могу помнить все картины, которые я когда-то смотрел. Безусловно, я люблю смотреть кино и отдельные фильмы на меня повлияли. Но заметьте, мои фильмы — «Муму», «Коллекционер», «Казус Кукоцкого», «Чужие» — они все очень разные. Я всегда ищу новый киноязык.
— Ваш коллега Тимур Бекмамбетов объяснил: что бы он ни снимал, он всегда остается собой. Можно сказать, что у вас такой же девиз?
— Да, это моя жизненная позиция. Я никогда не переступаю через себя. И снимаю только то, что мне близко. Сотрудничаю с теми, кто мне интересен… Я никогда не поднимаю неинтересные для меня темы. За это меня и ругают, наверное.
— Из тех критических стрел, что полетели в ваш адрес, какие вы считаете оправданными, какие — нет?
— Критики как таковой я не чувствую. Одно злопыхательство. Когда меня обвиняют в том, что я обидел американскую нацию, мне становится смешно. Как же я так показал жизнь пяти человек, что смог оскорбить целую цивилизацию?
Я и не думал над тем, чтоб обидеть кого-то. Я рассказал историю про конкретных людей, приехавших в горячую точку. У некоторых из них сдвинута мораль, но не у всех.
А критики кричат об одном: «Антиамериканизм, антиамериканизм!» Да весь мир антиамерикански настроен! Сейчас мы наблюдаем крушение США как империи.
Последний фильм Коэнов «Сжечь после прочтения» — это же насмешка и издевательство над Америкой. Если бы я такое снял, все бы захохотали: вот Грымов Америку приложил!
Но я снял драматическое кино про американцев и попал точно в цель. Критиков это раздражает. Они забывают, что каждый смотрит кино относительно себя.
Зрители смотрят одну и ту же картину, но кто-то видит мелодраму, а кто-то — политический фильм.
— И при этом всегда интересно узнать точку зрения автора.
— Я снял кино об обществе, запутавшемся в таких понятиях, как политкорректность и двойные стандарты. И о том, что нужно быть очень ответственными в отношениях друг с другом.
Беседовал Булат Назмутдинов