В выходные в Большом театре с большим успехом давали премьеру «Русских сезонов», одноактного балета Алексея Ратманского на музыку Леонида Десятникова. Это последняя постановка Ратманского в должности главного балетмейстера главного театра страны.
Первый раз «Русские сезоны» были поставлены два года назад в Нью-Йорке, после чего Ратманский, гордость и главная надежда русской хореографической школы, получил массу заманчивых предложений.
В своем интервью Алексей Ратманский отказывается подводить итоги своего «правления» в Большом, зато с удовольствием рассуждает о судьбах современного балета.
— А как бы вы охарактеризовали новый сезон, который является вашим последним в ГАБТ? И какие новые горизонты вы собираетесь открывать в дальнейшем? — Акцент в этом сезоне несколько сдвигается в сторону старой классики, две из трех премьер сезона из репертуара императорских театров — это «Коппелия» в постановке Сергея Вихарева и «Пахита», над которой поработал Юрий Бурлака, с 1 января новый художественный руководитель балета Большого театра.
Американские критики откликнулись на премьеру «Русских сезонов» каскадом восторженных рецензий. Дождемся реакции московской пишущей братии.
«Нью-Йорк Таймс» (10. 06.2006): «Было бы слишком просто сказать, что хореография вдохновлена народным танцем, хотя этот танец и сослужил ей хорошую службу. Ратманский — это фонтан движенческих идей, с размашистыми жесткими руками, бодрыми притопами и прихлопами, от жизнерадостно смешных до глубоко трагичных…» Джон Роквелл
«Файнэншл Таймс» (15.06.2006): «Уникальность Ратманского — в мастерском смешении элементов русского народного танца — стопы «утюжком», прыжки вбок с почти ударяющимися пятками — с классическим балетом. Он, как показывает этот балет, — человек на все Русские сезоны…» Хилари Остлер
«Данс Вью Таймс» (12.06.2006): «Текст «Последней» песни, сулящей райское блаженство в мире ином, глубоко религиозен. И в целом партитура с такими песнями, как «Духовная» (к Троице и Духову дню) или «Масленая», следует за календарными обрядами православной церкви. Конечно, знакомство с упомянутыми традициями и празднествами давало бы более полное проникновение в образность и замыслы Ратманского. Но и без того нельзя не почувствовать глубокие струны богатой и захватывающей эмоции этого нарядного, искусного и своеобразного балета…» Сьюзан Рейтер
Не думаю, что это тенденция, просто так сложилось. Возможно, в конце сезона будет еще одна премьера. Сейчас я выпустил «Русские сезоны» на музыку Леонида Десятникова, балет, в котором отражен православный календарный цикл, 12 месяцев — 12 артистов. Этот спектакль прошел в одной программе с «Пахитой» и «Симфонией до мажор» Баланчина.
Мои планы вне Большого такие: в конце ноября «Анна Каренина» в Варшаве, в марте новый «Конек-Горбунок» в Мариинке, в апреле «Русские сезоны» в Сан-Франциско, в июне премьера на музыку Прокофьева в Американском балетном театре.
Последнее время в Большом все были плотно заняты подготовкой фестиваля в честь Максимовой и Васильева, их 50-летнего творческого юбилея. Я очень рад, что получилось такое масштабное поздравление — пять спектаклей, много интересных дебютов, выступления приглашенных звезд, даже участие самого Васильева в «Анюте» в роли Петра Леонтьевича. Для всех это большой праздник. Это наша дань двум великим артистам, прославившим Большой театр и русский балет во всем мире.
— Каковы черты национальной русской школы балета, правомерно ли вообще говорить о них? — Русская школа формировалась под влиянием французской, итальянской и в некоторой степени датской школ. Иностранцы ставили и преподавали у нас на протяжении всего XIX века.
Финансы позволяли императорским театрам нанимать на работу лучших европейских хореографов. В результате мы обрели богатейший, ни с чем не сравнимый репертуар, а школа и репертуар связаны неразрывно.
Уже к началу ХХ века русские танцовщики отличались от своих европейских коллег сильно в лучшую сторону. И дважды мы доказывали свое лидерство в мире. Во времена Дягилева и потом в 50—60-е годы, когда впервые Большой и Кировский театры выехали за рубеж.
Но и гастролеры тоже ведь преподавали нам уроки — Баланчин, Бежар, труппа Парижской оперы заставили задуматься. У нас так не танцевали, профессионалы были под большим впечатлением.
То были времена великого противостояния. Чтобы сохранить лицо, придумывали ярлыки: мы вот такие широкие, эмоциональные, танцуем от души, а они такие сухие, холодные, хотя танцуют чисто.
Это, конечно, самый что ни на есть вульгарный взгляд. Но если вспомнить, что наши главные балетные композиторы — сверхэмоциональные Чайковский и Прокофьев, то можно найти долю истины в этих словах.
Иногда, правда, наша «эмоциональность» становится карикатурой — когда форма танца совсем распадается, остается одна «духовность». Но это тема для отдельного разговора.
— В чем основная черта современного балета? — Стираются грани между национальными стилями исполнения, между мужским и женским танцем. В общем балет стал значительно менее популярен, чем раньше.
Это негативные тенденции. К позитивным отнесу невероятную техническую оснащенность современных танцовщиков, бурное развитие современного танца, доступность любой профессиональной информации.
— Как вы относитесь к балетному авангарду, скажем, экспериментам Никиты Дмитриевского или, шире, Раду Поклитару? — К авангарду отношусь с большим интересом, и Раду, и Никиту ценю, хотя я бы не назвал то, что они делают, авангардом. Они оба ставили у нас в Большом — Дмитриевский на «Мастерских новой хореографии», Поклитару — на Новой сцене.
— Каким должно быть новое слово в балете? — Ух, если бы я знал, то уж постарался бы использовать в своей работе. А так на ощупь приходится продвигаться. Хорошо бы это новое слово помогло вернуть балет (имею в виду классический балет) в ряд актуальных искусств. Как это было во времена Дягилева или при жизни Баланчина.
Уральские VIP-ы продолжают эксперименты на ниве литературы. Но если до сих пор, передает корреспондент "Нового Региона", сочинительством грешили руководители администрации губернатора, владельцы...
Сегодня, 19 ноября, отмечается Всемирный день туалета! Впервые прогрессивная мировая общественность один из самых оригинальных и, по сложившейся традиции, веселых праздников – "Всемирный день...
В Приднестровье с ознакомительным визитом сегодня прибыл главнокомандующий Сухопутными войсками Российской Федерации, генерал армии Владимир Болдырев, сообщает корреспондент "Нового Региона"...
16 октября в 8:30 утра в Луцке жители домов по улице Холмский вместе с детьми стали свидетелями расстрела собак работниками "Спецкоммунтранса", причем как с ошейниками, так и без...