В последние дни ноября американский журнал High Times проводит в Амстердаме своеобразный фестиваль урожая. Главный герой и символ этого фестиваля — конопля.
Кубок за растение
В заголовке этой статьи нет ошибки. Центральные фигуры мероприятия, проводимого с 23 по 27 ноября в Амстердаме американским журналом High Times, — растения видов Cannabis Sativa и Cannabis Indica.
Как любые другие фермеры, активисты выращивания конопли уважительно относятся к источнику своего благоденствия. Марихуана в Голландии — это легальный бизнес, годовой оборот которого исчисляется 3 млрд долларов. В казну Амстердама ежегодно поступает около 260 млн долларов налогов.
Выращивание конопли в Голландии происходит в помещениях — климат не позволяет делать это на улице. Отсюда феноменальное развитие компаний, поставляющих частным лицам и компаниям соответствующее оборудование и расходные материалы. Семимильными шагами развивается конопляная ветвь генной инженерии, а селекционеры выводят новые сорта, скрещивая уже существующие.
Именно среди сортов конопли (и их производителей), а не среди курильщиков разыгрываются кубки. Но, понятное дело, чтобы оценить качество марихуаны, ее надо курить. Таким образом, кубок — это не только соревнование сортов, но и большое социальное событие — дымят все! И конечно, одним вдыханием несущего эйфорию дыма дело не ограничивается.
Параллельно проходит своеобразная выставка — практически Cannabis Expo. Размеры и большое количество помещений клуба Powerzone, арендованных для кубка, позволяют разместить производителей семян, оборудование для выращивания, удобрения, курительные аксессуары и многое другое.
Выступают и музыканты, для которых курение марихуаны является частью стиля жизни. В этом году выбор организаторов пал на жанр, известный как регги. Сын убитого Питера Тоша, Эндрю, — хедлайнер музыкальной части. Кай Мани, один из сыновей второго регги-исполина, Боба Марли, тоже приехал петь обкуренным зрителям.
А судьи кто?
Зрителей на «Кубке конопли» несколько тысяч, не меньше двух-трех. Точную цифру назовут организаторы по окончании. Тогда станут известны и имена победивших сортов. На самом деле на кубке нет понятия «зритель». Каждый купивший специальный пропуск (250 долларов — заранее, 250 евро — на входе) становится судьей и может проголосовать за тот или иной сорт. Дегустация идет непрерывно, всеми доступными конопляной науке методами.
Марихуану курят через бонги самой разной конструкции.
Специальные агрегаты возгоняют гашиш, а представители компаний-участников наполняют дымом гигантские полипропиленовые пакеты с форсункой на конце. Затем их содержимое выжимается, словно из тюбика зубной пасты, прямо в легкие жаждущим снять пробу.
Подписанные пакетики с теми или иными сортами раскидывают со сцены, а судьи сами крутят косяки и набивают трубки. И так каждый день с полудня до вечера.
Потом специальные автобусы с оранжевыми лампами и пепельницами отвозят судей в район Сентрал-Стейшн. Курение в автобусах продолжается. Некоторые кофешопы отправляют к зданию Powerzone свои автобусы, чтобы обеспечить себе хороший приток клиентов.
Неугодная трава набирает очки
Фестиваль конопляных фермеров — не просто закрытое событие узкоспециализированной отрасли. Помимо профессионалов из расположенной в Нью-Йорке редакции High Times событие посещают репортеры из Голландии, Испании, Португалии, России.
Как говорит Данни Данко, редактор культивационного раздела High Times, у которого, кстати, русские корни, интерес предшествует дальнейшему развитию культуры потребления марихуаны и ее продуктов. Следующий большой взрыв, по его мнению, следует ждать в Испании и Португалии. Испания уже проводит свой фестиваль под названием Spannabis. Польша и Германия пока относятся к конопле более консервативно, равно как и Россия. Однако по мере смены общественной парадигмы всё возможно.
«Из конопли можно делать тысячи самых разных вещей, в том числе и топливо для машин. Учитывая, что конопля растет где угодно и дешева, она становится неугодна нефтяным компаниям», — объясняет Стивен Хагер, главред High Times. Не любят марихуану алкогольные и табачные производители — этот ресурс при условии легализации угрожает их бизнесу.
Конопля — это бренд. Борьба с наркотиками превратила ее в символ свободомыслия, вроде портретов Че Гевары. С другой стороны, она — олицетворение всего экологически чистого, натурально-хозяйственного и «посконного»: ее используют как строительный материал, из нее делают бумагу, на которой печатают деньги и Библии, из нее шьют одежду и обувь.
Читать далееКстати, табака касается единственный запрет на фестивале. Его надо курить на улице — это новый голландский закон. В общественных местах, таких как ночные клубы и кофешопы, табакокурение воспрещается. Впрочем, курение марихуаны тоже разрешено не везде. Зеленая зона — кофешопы, относительная — ваша комната в отеле при условии согласия владельцев.
Конопля занимает 11-е место по вредности в списке наркотических веществ медицинского журнала Lancet. Причем алкоголь и табак занимают 5-е и 9-е места соответственно. И это не случайность. В США пересмотрели вредность травки и уже используют ее в медицинских целях. В Штатах также вышел закон, разрешающий совершеннолетним хранить до 100 граммов конопли. А совсем недавно, в прошлом веке, в США и Европе шла непримиримая война против этой травы.
Читать далееДело в том, что в Голландии, стране максимальной толерантности, свобода понимается как уважение к окружающим. Подобную философию пропагандирует и журнал-организатор.
«Мы никому не навязываем своих ценностей. Люди должны сами решать», — говорит Джон Хоуэлл, главный координатор события.
Голландия, Амстердам, фестиваль «Кубок каннабиса», 26 ноября 2008 года