Издательство «Ад Маргинем» выпустило колоссальную по охвату (более 700 страниц) книгу крупнейшего еврейского немецкоязычного поэта XX века Пауля Целана (1920—1970): стихотворения, проза, переписка.
Книгу отличает тщательность переводов и продуманность структуры (составители-переводчики Марк Белорусец, Татьяна Баскакова), что дает объемный портрет этого трагичного художника послевоенной эпохи.
Об этом непростом человеке и настоящем поэте мы поговорим с Татьяной Баскаковой — одной из переводчиц и составителей книги «Пауль Целан. Стихотворения. Проза. Письма».
Пауль Лео Анчель (Целан — псевдоним) родился в Черновцах, которые за два года до этого стали румынским городом, выйдя из состава Австро-Венгерской империи. В 1940-м город занимают советские войска. В 1941-м — немецкие. Черновцы волею судеб оказались пограничной зоной как для множества культур (немецкой, русской, украинской, еврейской, румынской), так и для многих завоевателей. Во времена фашистской оккупации произошло тотальное уничтожение евреев, составлявших 40 процентов населения города. Отец и мать Целана погибли в концлагерях. Ему удалось бежать из трудового лагеря.
После войны жил в Бухаресте, откуда эмигрировал в Вену, затем — в Париж.
Перевел на немецкий многих выдающихся поэтов: Мандельштама, Блока, Есенина, Хлебникова, Рембо, Верлена.
Собственные стихотворения Целана стали активно публиковать в ФРГ. Он начал регулярно ездить туда с публичными чтениями. Его успех шел по нарастающей: получил ряд литературных наград и премий. Однако душевное состояние поэта ухудшалось: несколько раз лежал в психиатрической больнице. Ночью 20 апреля 1970 года бросился с моста Мирабо в Сену.
Верлибр Целана не только трудно читать, но и страшно. Он ушел от классической гармонии в поэзии, пытаясь передать состояние ужаса, разорванности, травмированности, которые являются следствием холокоста. Прослеживается связь формы его произведений с концептуальными и постмодернистскими стихотворениями, выражающими травму сознания в агрессивном медиамире. Но у Целана в каждой строчке присутствие реальной смерти, постоянная опасность физического уничтожения. Герой не в состоянии предотвратить Катастрофу, он только Наблюдатель. Поэтому через огромное количество целановских стихотворений проходит образ глаз.
То, что Кафке представлялось фантасмагорическим кошмаром, у Целана — повседневная реальность
— Целан — человек пограничья, человек катастрофы. «С пропеваемыми к земле мачтами плывут небесные обломки крушений. В эту деревянную песню крепче вцепись зубами». Среди обломков он как поэт видел спасение в «деревянной песне»?
Он мечтал соединить эти обломки. Для него важна тема слов, то, что создано поэтами, художниками, — оно остается и соединяется в такой духовный космос. Поэтому, например, в этом стихотворении поэт держится зубами за слова, написанные другими поэтами.
Для Целана была чрезвычайно необходима связь с этим космосом духовности. А в тексте о Рафаиле архангел ему предлагает указать путь на Небо, чтобы спасти других людей. И он поднимается, чтобы прикрепить подсвечник.
Но никто ему не гарантирует выполнение этой задачи. Он даже не понимает — Небо внизу или наверху. Но всё равно должен искать путь к спасению.
— В его стихах сквозит присутствие смерти.
— Причем смерть в его стихотворениях — вещь конкретная. Это либо смерть близких людей, либо писателей, которых он любил. Но слова, которые они оставили после себя, дают надежду живущим.
—А что вы скажете о теме глаз в его поэзии?
— Этот мотив появляется даже в ранних его поэтических сборниках, где он описывает сны. Он интуитивно искал свой путь, свой образный ряд, не зная никаких четких ответов заранее.
— У Кафки человек становится заложником абсурдных катастроф. Целан продолжает эту линию в категориях реальных событий.— Но, заметьте, при этом он никогда не пишет прямо о лагерях.
— Он ищет ответы в области метафизики?— Да, поэзия для него — сакральное искусство. Поэзия в его понимании не должна заниматься документальными описаниями. Ее задача — выявить какие-то общие законы мироустройства. Это уже не конкретика, это больше абстракция.
В своих стихах он обращался в первую очередь к поэтам. Целан говорил, что после смерти человека остается имя, сияние и боль. Это трудно перевести на обыденный язык.
Но «сияние» — это мистическое понятие, оно всегда у Целана обозначает «свет добра». И вот эти «сияния», оставшиеся от умерших, — это, наверное, их слова, образующие светлую ауру.
— Иначе говоря, поэты стихотворениями создают свое небо?
— Да! И с этим небом у него существовала обратная связь.
— Мне кажется, что он всегда — на границе миров…
— Это очень верно. У него снова и снова возникает образ, что поэт, как птица, ныряющая на водной поверхности.
Власть Non-fiction. В книгоиздании царит рынок, считает Виктор Топоров. Монополизированный, бюрократический, пиратский, но рынок. При этом, наряду с рынком, существует и игра в рынок – сугубо идеалистическая по природе. Но только он работает на литературу. На свой страх и риск.
Читать дальше Поэт — между верхом и тем, что скрывает вода. Он находится между миром живых и миром мертвых.
Но мир мертвых Целана не связан напрямую с религиозными понятиями. У него религиозное сознание, хотя творчество Целана нельзя соотнести ни с христианством, ни с иудейством. Он ищет свои пути.
Целан сосредоточился на том, что такое слово. Он различал искусство и поэзию. Искусство для него связано с игрой, с обманом, с фиглярством, с тем, что олицетворяет «искусственность». А поэзия — это то, что выражает суть человека, его подлинные чувства.
Целан, правда, замечал, что поэзия вынуждена пройти весь путь искусства, но пойти при этом дальше.
— Мне кажется, он здесь касается задачи, известной со времен Платона: как при помощи искусства, то бишь определенных искусственных приемов, сделать настоящее. На мой взгляд, рецепт прост: пиши кровью — вкладывай в слова душу. И текст по определению станет «одушевленный». В этом и состоит магия искусства.
— Да, и Целан хотел вернуть современной поэзии ее сакральную составляющую.
— Почему, с вашей точки зрения, он покончил с собой?
— Я много изучала его биографию, и в частности обстоятельства его самоубийства. Я убеждена, что он покончил с собой из-за того, что понял: не может больше писать. Ему это было физически трудно.
В письмах это видно. Он был болен, каждый год лежал в психиатрической клинике. Он пишет, что от лекарств утрачивает память. У него просто не оставалось физических сил.
— Что для вас самое важное в его поэзии, в его личности?
— Его отношение к литературе и ушедшим писателям и поэтам. Его стихи — это диалоги с ними как с живыми людьми. Он очень любил Кафку, считал его своим духовным двойником.
Некоторые стихи Целана, не вошедшие в эту книгу, построены так: он приводит цитаты поэтов, а потом как бы отвечает им, получается нечто вроде разговора. Мне это очень близко.
Теперь искусство или развлекательное, или напоминает сложную игру для интеллектуальной элиты. Целан проповедовал совершенно другое отношение к литературе. Сейчас такого плана авторы есть, но их буквально единицы.
И они не очень-то хорошо воспринимаются современным читателем, поскольку требуют к себе повышенного внимания.
Беседовал Константин Рылёв